Постепенно уходят из жизни люди старшего поколения. На их долю выпало много трудностей. Но что-то в характере наших бабушек и дедушек не дало им сломаться, лишиться оптимизма и веры в себя, любви к стране и окружающим. Их судьбы — урок стойкости для каждого из нас.
…Евдокия Ивановна
Чаплыгина родилась в станице Николаевской 12 февраля 1936 года, живет там и сейчас. Она хорошо помнит, хоть и была маленькой, события Великой Отечественной войны. Когда немецкие части подошли близко, часть населения из их колхоза, а хозяйств в станице было четыре, попрятав в ямах и пустых бассейнах зерно, одежду, одеяла, подушки, вместе с детьми, коровами и лошадьми ушли в Бузовую балку на Ставропольском плато. Это место представляло собой огромный овраг и находилось достаточно далеко от сел и хуторов. Там имелся большой дом, где и расселились люди.
После оккупации в станице расположилась воинская часть Советской армии. На горе за околицей стояла пушка, накрытая темно-зеленым дерматином. Так получилось, что к концу зимы в семье Евдокии закончилось сено для коровы. Мама, не зная, как дальше быть, послала Дусю просить помощи у солдат.
Домой девочка принесла зеленое, пахнущее летом сено. Не раз еще молодые парни помогали с кормом для буренки, иногда даже овса давали. Благодаря этому семья смогла продержаться до весны, когда на лугах появилась трава, и корове уже не грозил голод. В благодарность мама девочки щедро наливала служивым молока.
Окончив семь классов, Дуся хотела учиться дальше, но судьба распорядилась иначе. Жила ее семья бедно. В то время в колхозе вместо зарплаты начисляли трудодни. На их количество в конце года выдавали зерно, овощи, другую продукцию. Чтобы помочь родным, пришлось Дусе работать наравне со взрослыми…
К труду она была приучена с самых ранних лет. Будучи школьницей, вместе с другими детьми помогала полоть сорняки на полях. Еще им приходилось раскладывать «шахматку» — проволоку с металлическими «подушечками», служившую для маркировки посевов кукурузы. Разместить ее ровной струной на большое расстояние было делом непростым. А потом возле подушечек ребята делали колышком углубление и бросали в землю зерна кукурузы. Посадив один ряд, перекладывали проволоку сантиметров на семьдесят дальше и приступали к следующему.
Бойкую и энергичную Дусю вскоре назначили звеньевой. Хлопотная должность подразумевала труд наравне со всеми, но приходилось еще и нести ответственность за качество и сроки выполнения заданий. Утром требовалось обойти всех членов звена — шестнадцать дворов, чтобы предупредить людей, кому и где предстоит в этот день трудиться.
Колхозницы сажали, пололи, убирали урожай, косили и скирдовали сено, грузили на телеги силос… Словом, выполняли любую работу.
Дусе приходилось даже стричь баранов. Будучи невысокой и худенькой, она с трудом справлялась со взрослым бараном, который был крупнее нее. Пока дотащит упирающегося животного до деревянного настила, намучается. Да и ножницы были жутко неудобными. Это после появилась электрическая техника.
В колхозе имелись не только овцы, но и крупный рогатый скот. Когда понадобились на ферму доярки, председатель предложил девчатам из полеводческого звена новую работу. Те не согласились вставать рано, и тогда руководитель обратился к Дусе: «Иди доить, выручай!». Она не смогла отказаться.
Приехала с другими девушками на стоянку, а коровы там все рослые, упитанные. Стоят, боятся, к себе не подпускают. С помощью мужчин животных ловили и привязывали, путали им ноги, а те так и норовили взбрыкнуть. Молодые доярки постепенно нашли к коровам подход, придумали им ласковые клички, разговаривали, поглаживали. И вскоре буренки бежали к хозяйкам наперегонки, каждая хотела первой получить внимание.
На зиму гурт перегоняли в станицу. Евдокия Ивановна рассказывает, что коровы — очень умные животные. Возвращаясь с прогулки, каждая отлично знала свое место. Только некоторые, особо наглые, старались ухватить сено из чужой кормушки. В те годы на фермах не было никакой механизации — вручную доили, чистили стойла, носили корма. У каждой доярки было по семнадцать коров.
Поговорив с моей ге­роиней, понимаю, насколько удивителен русский народ. Колхозницы, несмотря на трудности и лишения, всегда пели — и рано утром, задолго до рассвета, отправляясь на дойку, и поздно вечером, возвращаясь домой. А еще на свадьбах, праздничных застольях звучали трогательные старинные песни. И были они настолько простыми и задушевными, что трудно было сдержать слезы. А после некоторых ноги сами пускались в пляс. Шутками и смехом, добрым словом и советом люди поддерживали друг друга, не давали озлобиться. А, может, просто знали, что все будет хорошо…
Сейчас в семье Евдокии Ивановны подрастают пятеро внуков и столько же правнуков. Конечно, годы тяжелого труда не прошли бесследно, но, даже несмотря на проблемы со здоровьем, характер у нее остался прежним — бойким, веселым, неунывающим.
В.ДРОБЯЗГИНА.

от admin

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.