Как самостоятельные территориальные единицы Советский и Успенский районы прекратили свое существование 28 апреля 1962 г. после проведения в стране процедуры укрупнения районов. Двадцать первого февраля 1975 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР из состава Новокубанского района была выведена территория Успенского района.
Долгие тринадцать лет «слияния» не пошли на пользу: большие административные единицы развивались неравномерно, плохо поддавались оперативному управлению. Постепенно приходили в запустение и стирались с карты района не только малые хутора, расположенные далеко на периферии, но приходили в упадок и более крупные села и станицы. Социально заброшенным выглядел и бывший райцентр — с.Успенское. Многие коренные жители помнят, что асфальтированная (да и то не полностью) улица была в селе в единственном числе, что свет подавался в дома жителей по «веерному» графику: были и такие «заколдованные» кварталы, которые тонули во мраке неделями и месяцами…
Перечислять все «прелести» сейчас нет смысла. А тогда, с беспокойством наблюдая за резкой деградацией населенных пунктов, за массовым бегством (по-другому и не скажешь) в города и районы побогаче земляков всех возрастов, особенно молодежи, забили тревогу активисты бывшего Успенского района.
В селах, аулах и станицах находились такие люди, которые собирали подписи «за» отделение территории в самостоятельное существование. В селе Успенском в составе инициативной группы были Михаил Васильевич Бекетов, Дмитрий Васильевич Прядунов, Григорий Максимович Тройно и другие. Что характерно, отстаивали права и интересы земляков в первую очередь ветераны Великой Отечественной войны, офицеры и коммунисты, не боявшиеся называть вещи своими именами, преодолевающие все бюрократические препоны с таким же упорством и мужеством, как в свое время гитлеровские заграждения.
Писали письма в Краснодар, обосновывая требование земляков, обращались и к С.М.Буденному, и к В.В.Николаевой-Терешковой, и в различные официальные инстанции. Не бездействовали и местные руководители.
На одном из пленумов Новокубанского райкома партии требования об отделении Успенского района высказал председатель колхоза имени Калинина Юрий Андрее­вич Хижняк, избранный руководителем данного хозяйства в 1969 году. Вскоре его вызвали в организационный отдел краевого комитета КПСС и предложили снять свое выступление, чтобы оно не фигурировало в протоколе. Он отказался, мотивируя тем, что проблема все равно остается, независимо от его выступления.

О тех, кто «прорвал оборону»

Хождение по инстанциям было длительным. А тем временем вычеркивались из списка действующих населенных пунктов очередные хутора бывшего Успенского района: в 1963-м году — Краснодарский, в 1966-м —
Клен и Веселый (все они находились на территории Успенского сельского совета); в 1967-м — Безводный (Маламинский с/с) и Кургоковский (Успенский с/с); в 1972-м — Юрьевский (Трехсельский с/с); в 1974-м — Шевцов (Убеженский сельсовет)…
И тогда, видя, что обычным путем отправленные письма исчезают без ответа или возвращаются формальной отпиской, активистами было принято решение командировать в Москву с очередной депешей и собранными под ней подписями нарочного. Им стал Григорий Максимович Тройно, работавший в то время в колхозе «Путь Ленина» агрономом.
Прошедший две войны — финскую и Великую Отечественную, награжденный орденом Красной Звезды, медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией» и другими, он был наделен земляками за волевой характер уже в мирное время полномочиями «ходока». И подвести их ожидание Григорий Максимович не мог. Просто потому, что не имел права, что так привык жить.
О характере нашего земляка, ныне уже покойного, хорошо рассказывает отрывок из книги воспоминаний командира 115-й стрелковой дивизии, генерал-майора Василия Фомича Конькова «Время далекое и близкое». В ее пятой главе «Легендарный Невский пятачок» речь идет о доблести воинов-ленинградцев: «Многочисленные попытки гитлеровцев уничтожить наших людей на плацдарме разбивались о мужество и стойкость советских воинов. Тогда фашисты решили взять их измором, оставив без пищи, боеприпасов. Гитлеровцы целыми сутками вели по переправе артиллерийский и минометный обстрел. Но переправа продолжала жить!
Старший лейтенант Григорий Максимович Тройно… в одну из ночей сам доставил к берегу термосы с горячей пищей, другое продовольствие и боеприпасы. В эту ночь почти каждую минуту с вражеской стороны в воздух поднимались осветительные ракеты. Медленно спускаясь на парашютах, они ярко горели, освещая переправу и подступы к ней.
«Спустив лодку на воду и разместив в нее груз, — вспоминает Г.М.Тройно, — мы втроем сели за весла. Взяли сильный разгон, чтобы обойти полосу обстрела. Сперва плыли против течения. При появлении очередной осветительной ракеты убирали весла, ложились на дно лодки, плывя по течению, пока не наступала темнота. И, снова напрягая до предела все силы, гребли против течения. Так повторялось несколько раз. Преодолев водную преграду, благополучно причалили к берегу».
В обратный путь смельчаки погрузили в лодку восемь раненых. До рассвета оставалось немного времени. Надо было спешить. Старший лейтенант Тройно и его спутники сели за весла. Лодка была уже на середине реки, когда в нее попала мина. Все оказались в воде. В обмундировании плыть становилось все труднее. Ухватив за воротник шинели одного из раненых, Тройно поплыл. Набухшее обмундирование тянуло вниз, но он, выбиваясь из сил, плыл и плыл. Уже близок берег, холодная вода свела судорогой ноги. На какое-то мгновение потеряв сознание, командир стал погружаться на дно, но, наглотавшись воды, вынырнул и стал звать на помощь. Подбежавшие к берегу красноармейцы спасли старшего лейтенанта Тройно.
Вот так под артогнем врага, в кипящей от разрывов широкой, холодной ленте Невы, вели свои лодки и плоты герои гребцы-перевозчики…».

В мае 1942 года Г.М.Тройно был тяжело ранен в обе руки и обе ноги. Правую руку пришлось ампутировать, но, несмотря на это, старший лейтенант вернулся в строй и демобилизовался только в 1944 году. «Кто на Невском пятачке не бывал, тот войны не видал» — такая поговорка ходила среди его защитников. И им, пережившим те страшные бои, оказались по плечу уже все трудности мирной жизни.
— Мы маленькими были такими глупыми, — рассказывает дочь ветерана, Светлана Григорьевна Сафьева, ныне проживающая в Адлере, — мало спрашивали папу о войне, а на наши редкие вопросы он предпочитал отмалчиваться. Скупо рассказывал о фронте, а вот о том, как в Москву ездил с письмом по поводу восстановления района, говорил охотно: как в Кремль ходил, какие забавные случаи происходили с ним в эти дни… Мы смеялись над его приключениями. Помню, он говорил о том, что в Кремле был почтовый ящик специально для таких посланий, вот в него он и опустил письмо.
С каждым днем, прошедшим после папиного возвращения, постепенно таяла надежда на положительное решение вопроса. И вдруг приходит сообщение из Москвы: ваше обращение принято к рассмотрению. Не передать словами, как же все в Успенском радовались! Письмо попало в нужные руки, к влиятельному человеку. А потом уже и район восстановили. И вот это уже для всех было великим праздником, нашей маленькой победой.
…А возглавить районный исполнительный комитет новой-старой территории Краснодарского края было поручено Юрию Андреевичу Хижняку — так «аукнулось» его неподчинение крайкому партии.
Когда вышел Указ Президиума Верховного Совета РСФСР о воссоздании Успенского района, Ю.А.Хижняка снова вызвали в тот же кабинет:
— Выступал за самостоятельность района? Теперь иди и организуй там дело. Будешь председателем рай­исполкома.
Так агроному, бывшему выпускнику Кубанского сельхозинститута, довелось резко сменить профессию. С новым назначением ему пришлось формировать органы управления района, подбирать кадры, форсировать развитие жилищного и дорожного строительства, расширять электрические, газовые, водопроводные сети, решать массу других задач, которые неизбежно встают перед каждым, кто берется за новое большое дело. Именно в это время в полной мере проявились его черты замечательного организатора.
Район постепенно креп и развивался. Но в один из дней Юрий Андреевич, к тому времени прекрасно зарекомендовавший себя как руководитель районного масштаба, принял решение о возвращении в родной колхоз имени Калинина. Он объяснял это тем, что душа болела за терявшее былые высокие позиции коллективное хозяйство. Маламинцы единогласно избрали его председателем колхоза. В этой должности Юрий Андреевич и проработал до выхода на заслуженный отдых.
И его самопожертвование было не напрасным. Под руководством Ю.А.Хижняка калининцы вновь стали добиваться высоких производственных показателей. Колхозников чествовали в крае и в стране, вручали ордена и медали Советского Союза. Именно в колхозе имени Калинина работала полный кавалер ордена Трудовой Славы Любовь Алексеевна Шипилова.
Да и самого Юрия Андреевича Родина не оставила без внимания: два ордена «Знак Почета», орден Трудового Красного Знамени, медаль «Ветеран труда», Почетное звание «Заслуженный работник сельского хозяйства Российской Федерации». И во все годы Ю.А.Хижняк вел активную общественную работу. Он был бессменным депутатом Успенского райсовета, членом его исполнительного комитета и членом райкома КПСС. К его мнению прислушивались руководители, к нему за помощью обращались земляки. О нем и сейчас вспоминают, отзываясь исключительно как о человеке высокой эрудированности и активной жизненной позиции.
Юрий Андреевич умер 23 сентября 2001 года. И каждый год в этот день на его могиле лежат живые цветы — дань памяти человеку, внесшему весомый вклад в развитие нашего муниципалитета.

Год, не единожды знаменательный

Мы вкратце рассказали о судьбах двух земляков, которые тесно переплелись с судьбой Успенского района. Но в нашем муниципалитете вам назовут имена еще многих, кто на своих плечах вынес работу по становлению новой территории, по ее экономическому и социальному развитию. Я же предлагаю вам, дорогие читатели, вернуться к архивным документам.
Первая сессия Успенского районного Совета депутатов трудящихся (четырнадцатого созыва) состоялась 27 марта 1975 года. В ее работе принял участие 31 депутат из 32 избранных. Среди приглашенных — заместитель председателя крайисполкома Б.А.Чепков, инструктор орготдела крайисполкома В.С.Ларин, первый секретарь Успенского РК КПСС А.Г.Лобач, второй секретарь Новокубанского РК КПСС Н.А.Поповский и председатель Новокубанского райисполкома А.И.Стоянов. Председательствовал на ней депутат от 89-го Успенского избирательного округа Н.А.Матвиенко.
Участники сессии решали организационные вопросы, связанные с выборами исполнительной власти района, определяли задачи «советских и хозяйственных органов Успенского района по выполнению народнохозяйственных планов, социалистических обязательств 1975 года и пятилетки в целом в свете решений декабрьского (1974 г.)
Пленума ЦК КПСС». На этой сессии и были избраны первые руководители райисполкома: председателем — Юрий Андреевич Хижняк, и. о. его заместителя — Владимир Ильич Соловьев, а и. о. секретаря — Раиса Алексеевна Писарева. Членами РИКа избраны Александр Михайлович Алхазов, Анатолий Иосифович Беседин, Тимофей Иванович Иншаков и Нина Васильевна Радченко.
И первое, с чем определились избранники народа, были задачи экономические: увеличение производства и продажи государству сельхозпродукции, а, следовательно, и повышение урожайности зерновых и других культур, поднятие продуктивности животноводства и увеличение поголовья скота и птицы. «Бороться за качество продукции» — этот пункт тоже был вписан в решение.
Год 1975-й был не единожды знаменательным для нашего района. Он числился завершающим годом девятой пятилетки, кануном созыва XXV съезда КПСС. В том году отмечалось 30-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Год назвали Международным годом женщин. И к этим значимым и знаковым для Советского Союза датам и событиям успенцы с радостью прибавляют еще одно — образование новой территории Краснодарского края, его восточных ворот, Успенского района. Именно с того времени мы цитируем нашу местную поговорку-слоган: «Мы первыми в крае встречаем рассвет над Кубанью».
А тогда, сорок лет назад, работа закипела нешуточная: нужно было оправдать доверие партии и правительства конкретными делами и высокими экономическими показателями; нельзя было обмануть надежды земляков.
— Хорошо помню, с каким воодушевлением мы восприняли известие о том, что в самостоятельные территории в Краснодарском крае выделены Мостовской и Успенский районы, — вспоминает Почетный житель Успенского района Иван Ильич Тупицын. — Я в те годы работал управляющим отделения колхоза «Путь Ленина», пропадал в полях, на ферме от зари до зари, но хорошо знал, что работала инициативная группа по сбору подписей, что было нелегко пробить вопрос об отделении от новокубанцев «в верхах».
А о том, как было избрано руководство района, как семимильными шагами пошло его экономическое и социальное развитие, узнавали из газеты «Рассвет», видели своими глазами. Люди радовались, словно дети: решались социальные вопросы, не нужно было терять много времени на поездку в район — руководство его теперь было рядом и действовало оперативно в распределении и формировании бюджета, в решении экономических и социальных вопросов.
Социалка была, что называется, налицо — новые дороги, новые здания, массовая газификация населенных пунктов и многое другое. Наша территория страдала от неразумных решений о присоединении к другим районам не один раз. Думаю, что задача потомков, тех, кто сумел отстоять право района на самостоятельное существование, состоит в дальнейшем преумножении достигнутого в те годы. А муниципалитету и его жителям желаю здравствовать и процветать!
С.УСОВА.
Фото из архива редакции и семьи Шейко.

от admin

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.