Все началось с того, что я опоздала на «свой» автобус. Расстраиваться, впрочем, не стала: следом должна была идти местная маршрутка. Как оказалось, зря (это по поводу расстройства транспорт вырулил из-за угла буквально через пару минут).
— Проезд в маршрутке, да и в автобусе тоже, стоит уже девять рублей! —
услышала я после того, как вложила в руку водителя семь целковых (стараюсь всегда готовить деньги заранее и под расчет).
— А с какого времени подорожал? — спросила, доставая дополнительную монету.
— С августа!
— А почему все остальные водители за эти три остановки берут по семь? — не удержалась я, все же протягивая деньги. И начала автоматически искать вывешенную в салоне «ГАЗели» информацию о стоимости проезда и километраже, на котором она действует, о маршруте рейса. Но ее не было! Въедливость выработалась в моем характере, наверное, еще до рождения и развилась до максимума уже на уровне профессии. И я своими расспросами здорово «повеселила» не только водителя, но и всех пассажиров. На мое «А почему и на основании чего?..» было предложено задержаться при выходе на центральной остановке («Я лично Вам покажу, из чего все сложилось! И зачем все это вывешивать, ведь никто не читает!»).
Наш диалог дальше пересказывать нет смысла. Во-первых, он растянулся на все время поездки. А, во-вторых, каждый из нас остался при своем мнении. Задерживаться я не стала — люди утром спешат на учебу и работу, а вот почитать нормативные документы о правилах перевозки пассажиров и об информации, вывешенной в салоне, не преминула. И в очередной раз убедилась в истинности выражения «Многие знания — многие печали».

О чем умалчивают трафареты

В Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2009 года №112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», конечно, за время его действия были внесены изменения и дополнения (от 7 сентября 2011 г.,
14 мая, 26 ноября 2013 г., 9 июня 2014 г.,
28 апреля 2015 г.). Но все же пункт 37, в котором идет речь об информировании пассажиров, остается в первозданном варианте. Его текст, а также несколько следующих пунктов этого постановления, мы специально вынесли на врезку: так сказать, потребителю для наглядности. И там, среди девяти подпунктов, есть и этот: «г) стоимость проезда, провоза ручной клади и перевозки багажа».

Им себя водители, перевозящие пассажиров в Успенском районе, как видим, «не напрягают». Умалчивает история, как правило, и о том, кто же нас обслуживает. И даже, наверное, не потому, чтобы мы меньше жаловались руководству ПАТП и в другие контролирующие организации (даже, несмотря на отсутствие фамилии водителя, всегда можно запомнить номер маршрутки), сколько, наверное, потому, что как бы мы ни были недовольны качеством перевозки, ехать по несколько раз в день нам все равно придется теми автобусами (большими и малыми), которые нам все-таки подают на посадку. Мол, радуйтесь, что хоть такие еще на линии!

«А люди справедливости хотят!..»

Впрочем, находятся среди пассажиров и те, которые рискнут сделать замечание водителю за раскуренную в салоне сигарету, за легкую неприбранность в нем и даже имеющиеся незакрепленные сиденья(!), за то, что «стартуют» от остановки раньше времени в лучшем случае на две минуты, за ненормативную лексику в присутствии женщин и детей, за… Вот только несколько дорожных зарисовок, сделанных в разное время года и даже в разные годы.
Начало февраля 2014-го. Сильный ветер и лютый мороз, обледеневшая дорога. Но работу никто не отменяет. С трудом доб­равшись до остановки, грустно провожаем взглядом два промчавшихся мимо транспорта: ни автобус, ни «ГАЗель» пассажиров не взяли. Темно еще на улице, темно и в салонах, поэтому не видно, насколько они заполнены. Благо, нас, горемык, подвозят сжалившиеся над нами земляки.

А тем же вечером — продолжение этой истории, рассказанной уже в очередном ожидании автобуса, теперь уже домой. Подошедшая к нашей группе дама, слыша сомнения в том, что транспорт появится, рассказала, как она звонила утром руководству ПАТП с жалобой на работу водителей. «Мне ответили, — говорила она, — что дороги очень скользкие, ветер боковой и сильный, поэтому шоферам невозможно тормозить у остановок. Спрашиваю, зачем же они вообще выезжали на маршрут? Вы не поверите, что услышала в ответ: «А пусть покатаются!».
Кстати, описанная ситуация с оплатой за проезд не была единичной. Стало уже в порядке вещей объясняться с водителями по поводу завышения расценок после каждой индексации тарифа. Причем, однажды с нас потребовали цену… на два рубля ниже, чем сегодня стоит проезд до Коноково (два года назад, и тоже за три остановки по Успенскому). Себя мы в той ситуации не отстояли, хотя с калькулятором в руках подсчитали уже не процентную, а рублевую цену: «Ехайте уже, как едете! А то я уже сегодня попал в ситуацию из-за таких грамотных!». Но вот вошедшие на следующей остановке в салон молодые люди заплатили лишь на пару рублей дороже.

— Жаловаться бесполезно, — комментировала уже летом другая землячка. — Я в свое время работала в этой системе, знаю, что никому ничего не будет: водителей не хватает, автобусов тоже. А те, что есть, на замечания от руководства реагируют одним способом — заявлением на стол.
Но, простите, помимо начальства ПАТП есть, в конце-то концов, и другие официальные структуры, обязанные контролировать и качество пассажироперевозок, и подготовленность к выезду на маршрут автотранспорта и водителей. И если в городах такие проверки, как правило, регулярны, то у нас до них, видно, руки не доходят. Чиновники ждут обращения пассажиров с жалобой, а последние не спешат это делать, разуверившись в торжестве справедливос­ти. Вот и получается, что у перевозчиков наступило время «надзорных каникул». Только уже в другом смысле этой фразы.

Больше всех надо?

Транспортные услуги
давно уже стали частным бизнесом. Но понятие «частный» ни в коей мере не отменяет некоторые другие: честность, порядочность, вежливость, гарантированность и так далее. И когда водители Армавирского ПАТП-1 просят помочь им справиться с коллегами-«нелегалами», и краевая власть, и районная идут навстречу заявителям. Правда, многие потребители, выбирающие альтернативный транспорт, открыто говорят о том, что «частники» не только возьмут за перевозку дешевле, но еще и саму поездку сделают максимально комфортной.

— Да кто вас тут еще возить согласится? — ответил мне водитель той утренней маршрутки. — За такие гроши да при таком количестве пассажиров! Это только нам больше всех надо.
И, тем не менее, позиция незаменимости не отменяет нормативных требований к осуществлению перевозок людей. И контроля за их исполнением, кстати, тоже. Даже при отсутствии кадров и транспортных единиц в парке. И когда читаешь объявление о том, что в ПАТП требуются водители с личной «ГАЗелью» на успенские маршруты, невольно ловишь себя на мысли: кого «получим» на этот раз. И грустно как-то становится…
С.УСОВА.
Фото Е.Мерзлякова.

от admin

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.