Традиционно ребята из средней школы №2 села Успенского принимают участие в конкурсе научных проектов в рамках краевой научно-практической конференции «Эврика» Малой академии наук учащихся Кубани.
На протяжении нескольких месяцев старшеклассники работают над выбранной темой, проводят исследования, отвечают на вопросы, делают выводы. Конечно, здесь им активно помогают любимые учителя — Евгения Григорьевна и Александр Викторович Колга. Потом весь собранный материал они систематизируют, оформляют и отправляют в конкурсную комиссию. Проектам предстоит пройти заочный этап. После этого авторы самых лучших из них приглашаются в Краснодар.
Соперники из других муниципалитетов Кубани с уважением относятся к нашей делегации, знают, что ребята обязательно удивят их чем-то необычным и интересным. Так получилось и в этот раз. Ученики СШ №2 отправили на конкурс пять работ, они были представлены в трех номинациях: «Биология», «Химия» и «Медицина». Все пять авторов были приглашены на очный этап. Более того, все они стали призерами мероприятия. Особенно удивили юные биологи, занявшие весь пьедестал почета.
Пусть сегодня сами участники расскажут о своих успехах.

Анастасия Гнездилова, ученица 9 «Б» класса, заняла первое место в секции «Биология»:

— «Эксперименты по установке биологической защиты школьного сада от вредителей» — так звучала тема моей работы. Для проведения исследования я использовала несколько методов борьбы с насекомыми: феромонные ловушки, ловчие пояса и привлекала птиц. Для последнего были изготовлены специальные скворечники и кормушки. Работа началась еще летом, а завершили мы ее только с наступлением морозов. Практически ежедневно я бывала на нашем участке, оценивала результат, все записывала. Лучше всего, на мой взгляд, зарекомендовали себя в саду феромонные ловушки. Я брала пластиковые бутылки, на дно наливала забродивший компот или разбавленное водой варенье. К полученной жидкос­ти добавляла специальный феромон для привлечения самцов бабочки-плодожорки. Далее ловушки развешивались на кронах деревьев.
Я свои разместила на наших яблонях, на этот участок понадобилось около 15 бутылок. Ветер разносил запах, привлекая вредителей, те попадали в бутылку, а выб­раться сами уже не могли — тонули в жидкости. Достаточно было время от времени их проверять и обновлять приманку. Это позволило защитить сад. Важно и то, что при этом не понадобились химикаты. В ловчие пояса попадали уже другие насекомые — яблоневые цветоеды, но их было не так много.
Проведенная работа позволила сделать вывод о том, что бороться с вредителями можно биологическими средствами, и при этом нужно учитывать, что для отдельных групп насекомых требуются свои способы.
В итоге моя работа была высоко оценена конкурсной комиссией и заняла первое место. Я, конечно, хоть и старалась провести качественное исследование, но при этом не надеялась, что результат будет таким радостным. Была удивлена, волновалась… Первыми меня поздравили Е.Г.Колга и подруги. Если же говорить о будущем, то свою жизнь я планирую связать не с садоводством, а с медициной, где также пригодятся знания, полученные на уроках биологии.

Ксения Гуленко, ученица 9 «Б» класса, заняла второе место в секции «Биология»:

— Я решила в своей работе рассказать о выращивании саженцев роз черенкованием. Прежде чем приступить
к исследованию, заготовила нужный материал, побольше узнала об этом направлении. В Интернете, например, сейчас появилось много интересных способов, кто-то использует клубни картофеля, кто-то свеклу — красную или сахарную, другие же действуют по-старинке, высаживая веточки в грунт. Я решила усложнить задачу и ввести в исследование дополнительные моменты — стала поливать будущие розы «живой» и «мертвой» водой. Ее мы приготовили вместе с учителем, используя электролиз.
Семьдесят черенков были разделены на семь групп, их я вынесла в наш домашний зимний сад. В итоге саженцы удалось получить только из тех, которые росли в грунте. При этом сорт цветов на результат не влиял. Порадовали меня и те растения, которые поливала «живой» водой, и те, для которых использовала «мертвую». Корневая система была сильной, крепкой. А вот веточки, воткнутые в картофель и свеклу, просто завяли. Выходит, не всем советам из Интернета можно верить.
Жюри конкурса оценило выбор темы, так как в настоя­щее время цветоводство стало бурно развиваться в нашей стране, а розы сейчас можно увидеть практически на каждой клумбе. Мои питомцы заняли свое место в нашем дворе, теперь будут каждое лето радовать ярким цветением.

Полина Скубовская, ученица 8 «В» класса, заняла третье место в секции «Биология»:

— Моя исследовательская работа называлась «Хлеб и музыка». Тему мы разработали вместе с учителем Е.Г.Колга. Подобное направление никто из других участников не изучал. Я же решила узнать, как то или другое музыкальное направление влияет на качество мучных изделий. Для того, чтобы это проверить, нужно было научиться выпекать хлеб. Делала я это первый раз в жизни. Рецепт подсказала бабушка, для теста использовались самые простые продукты — вода, дрожжи, подсолнечное масло, соль, сахар и мука. Менялись только мелодии — сначала во время работы я включила классическое музыкальное произведение, на следующий день — ритмичное, потом — лирическое. В последнем эксперименте звучал тяжелый рок. Я проверяла вкусовые качества получившихся изделий, их плотность, запах и так далее. В итоге пришла к выводу, что спокойные и приятные для слуха произведения положительно влияют на хлебобулочную продукцию. Она получается пышной, мягкой, рассыпчатой, тает во рту, имеет приятную золотистую корочку.
Вместе со мной дегустировали выпечку и мои родные, наши мнения совпали. Все данные я записывала в дневник наблюдений, итог работы фотографировала. Эта информация и стала основой для исследования. Кроме того, я параллельно рассматривала под микроскопом дрожжевые клетки. Под классическую и под лирическую музыку они вели себя хаотично, наблюдалось активное газообразование. Эти процессы были не такими активными, когда звучал рок. В конце работы я сделала вывод, что лучше всего готовить в тот момент, когда слышны спокойные, приятные мелодии, тогда результат будет радовать любую хозяйку.

Валентина Семенова, ученица 8 «А» класса, заняла третье место в секции «Медицина»:

— Тема моего исследования звучала так: «Эти глаза напротив — калейдоскоп идей». Я сделала фотографии своих одноклассников, меня интересовал цвет их глаз. Анализировать предстояло 22 снимка. Потом ребята прошли специально разработанное тестирование. Хотелось понять, есть ли связь между оттенком роговой оболочки и характером человека. Определенную закономерность выявить удалось. Так, например, обладатели карих глаз чаще всего являются флегматиками и сангвиниками.
Вторая часть строилась на анализе школьной успеваемости ребят. Я планировала проверить, какой склад ума присущ, например, людям с голубыми или зелеными глазами. Всех одноклассников я разделила на три группы: гуманитарии, те, кто отдает предпочтение точным и техническим направлениям, и те, кому нравятся естественнонаучные дисциплины. Здесь, оказывается, также можно найти закономерность. Так, например, кареглазые люди чаще всего попадают в первую группу, зеленоглазые — во вторую, голубоглазые — в третью.
Последним направлением стало изучение группы крови моих одноклассников. Интересно, что кареглазые люди чаще всего имеют третью положительную, зеленоглазые и голубоглазые — вторую положительную.
Вся работа заняла около двух месяцев, мне было интересно анализировать полученную информацию. Одноклассники также оценили результаты исследований.

Валерия Цыганкова, ученица 9 «Б» класса, заняла третье место в секции «Химия»:

— В своей работе я рассматривала влияние различных факторов на формообразование кристаллов пересыщенных растворов солей. Интересно наблюдать процесс, меняя условия, применяя ток высокого напряжения, магнитное поле, используя «мертвую» или «живую» воду. При этом я сравнивала результаты с тем экспериментом, где шел стандартный процесс формирования кристаллов.
Я взяла обычную соль — нитрат калия, она в данном случае подходит просто идеально. В таком растворе кристаллы растут быстро, получаются достаточно крупными и красивыми. Выяснила, что на процесс внешние факторы оказывают незначительное влияние. Исключением стало только использование тока высокого напряжения, здесь кристаллы формировались быстрее.
Я впервые сама проводила эксперимент, приходилось использовать специальное оборудование. И это, действительно, захватывает. Каждый день кристаллы меняются,
к концу недели достигают уже двух сантиметров. Я рада, что смогла в итоге добиться поставленной цели, ответить на все вопросы — это самое главное в любой работе.
Поговорили мы не только с участницами конкурса «Эврика», но и с педагогом, которая помогала готовить исследовательские проекты.

Е.Г.Колга, учитель биологии СШ №2:

— Огромную помощь в реализации задуманных проек­тов оказывает мой супруг, учитель химии А.В.Колга. Исследовательской работой мы занимаемся уже не первый год, стараемся выбирать темы, которые близки, интересны самим участникам и актуальны для нашего региона. Это всегда приветствуется, в этом и заключает­ся сек­рет того, что все наши ребята заняли призовые места.
В номинации «Биология» они не оставили ни одного шанса своим соперникам. Такие достижения только подстегивают интерес детей к предмету, они уже сейчас начали планировать темы исследований для будущего года.
Е.Г.Колга в завершение беседы отметила, что проекты школьников, о которых мы сегодня рассказали, будут направлены для участия в целом ряде других краевых и всероссийских конкурсов. Будем надеяться, что в них они также получат высокую оценку жюри.
Ю.АНДРЕЕВА.
Фото Е.Мерзлякова.

от admin

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.