Ветеран труда, ударник 10-й пятилетки, труженик тыла Михаил Дмитриевич Симонов был награжден многочисленными медалями и почетными грамотами за высокие показатели в работе. Среди них — «Ветеран труда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне в 1941-1945 гг.», а также —
поощрения от руководства Краснодарского края и Успенского района, колхоза имени Калинина, с которым у маламинского старожила связана вся жизнь. Есть в личном архиве Михаила Дмитриевича и еще одна раритетная награда: Почетная Ленинская грамота, которой он поощрен в 1980-м году «за самоотверженный труд и выполнение пятилетнего задания к 110-й годовщине со дня рождения В.И.Ленина».

Когда началась Великая Отечественная, Михаил перешел в третий класс. Как он сам говорит, с образованием было покончено (во всех документах в этой графе так и вписано: «3 класса») — его ровесники в полях и на заводах заменяли ушедших на фронт мужчин. Начал работать на прицепе и герой нашего рассказа. Осваивать трактор ему помогали старший брат-тракторист и другие механизаторы.
— В ту пору у нас на технике уже больше женщин работало, — вспоминает Михаил Дмитриевич, называя их имена и фамилии так, как принято на селе. —
Прилепко, Алексеенко, Клава Никитина, Шура и Нюся… Из мужчин оставался один Иван Степанович Халяпин. Вот в один из дней сорок второго года он мне и говорит: «Цеп­ляй культиватор и езжай на зябь, готовь ее к посеву». В то время лесополос, как и асфальта, не было, а гоны тянулись от речки и до железной дороги — почти 3 километра. Еду я, и вдруг как затарахтит мой трактор! Первая мысль была, что подшипники поплавил… Но ведь едет! А потом сверху что-то загудело. Голову поднял — самолет фашистский. Ничего не понимаю, земля вокруг фонтанчиками запрыгала. А самолет разворачиваться начал. И тогда я понял, что это он по мне стрелял, а сейчас второй раз летит… Екнуло сердце. Остановил трактор, сел за заднее его колесо и сижу. Только он второй раз стрелять почему-то не стал. Мне потом ребята говорили, что они стрельбу слышали, только думали: летчик на железную дорогу нацелился.
Так, не будучи на фронте, заглянул в глаза «бабы с косой» кубанский парнишка. А после освобождения Успенского района от фашистов и завершения Сталинградской битвы в числе других гражданских мобилизовали Михаила Дмитриевича восстанавливать разбитый Сталинград. Работал он «от военкомата» монтажником на одном из разбитых заводов, сразу боялся высоты, а потом привык. Но не только к этому приходилось приноравливаться. В областной центр на Волге трудовой десант привезли в 1943-м, лишь только начал таять снег, обильно прикрывавший до поры до времени трупы погибших, которых не успели похоронить во время ожесточенных боев.
— Шесть пацанов ставили на машину, — говорит далее М.Д.Симонов, — и мы их собирали, свозили к братским могилам. Это потом уже нам говорили, что в общей сложности все мы помогли похоронить 23 тысячи погибших. Их тела находили и при разборе мартеновских печей — где три человека, где восемь…
А в сорок пятом году поставили юношу присматривать за работой пленных немцев, наряды которым давал мастер Семен Петрович Жерников. Наверное, рассчитывая на молодость гражданского «конвоира», немцы направили к нему переговорщика — офицера, знавшего русский язык. Тот и попросил ставить им в выполнение 100 процентов и выше, чтобы хорошо кормили. Но Михаил был тверд: «Будете хорошо работать, и наряд хорошо закроется!».
Домой вернулся юноша лишь в 1946 году. И вновь —
с радостью выгонял трактор на колхозные поля района. В один из таких дней и сфотографировал его у своего «железного коня» заезжий фотограф, через месяц выславший письмом три фотоснимка. Несколько профессий освоил Михаил Дмитриевич: шофера — в армии, тракториста и слесаря-моторис­та — на гражданке.
— Никто меня особенно ничему не учил, — вспоминал наш собеседник, — приглядывался, пробовал —
и получалось! Больше двадцати лет в колхозных МТМ моторы делал, работал при Григорьеве, Нецветове, Уймине… Из Коноково главный инженер Захарин приезжал, хвалил: «Какой хороший моторист у вас!».
Как и другие сверстники, отслужил он в армии, женился. Вместе с супругой воспитали двух сыновей и дочь. Сегодня жалуется долгожитель на одолевающие болезни (как им не быть, ведь 27 ноября исполнится ему 89 лет!). Но остаются ясной память да крепким дух, позволившим еще подростком спасти от фашистов колхозный трактор. А земляки в ответ на эти сетования вспоминают, как красиво танцевал еще пару лет назад Михаил Дмитриевич вальс, уверенно и грациозно ведя в танце партнершу.
С.УСОВА.
Фото Е.Мерзлякова.

от admin

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.