— Когда отец вернулся домой с войны и начал разбирать вещи, то первым делом бросил в печку свои водительские права. Их он получил на фронте, где прошел путь от Кубани до Берлина, потом еще и в Прибалтике до 1946 года задержался…
— А почему он сжег документы?
— Не хотел работать водителем в колхозе. Он стремился быть ближе к земле, пахать, сеять, собирать урожай. Говорил: «Я от родной земли ушел, к ней и вернулся». Ох, и запали мне в душу его слова! Стали они и для меня главными в жизни. Знали бы вы, как пахнет наша кубанская земля, когда трудишься на ней! А какой аромат идет от спелого колоса — его ни с чем не сравнить!

…Николай Александрович Рогачев, старейший и опытнейший механизатор нашего района, вспоминает о своих детстве и юности, рассказывает о нелегком труде хлебороба. А я невольно восхищаюсь его памятью, умением передать собеседнику свои чувства. И ведь совсем не верится, что наш герой в минувшее воскресенье отметил свой 80-летний юбилей и по праву считается ровесником Краснодарского края.
— Я родился в большой семье! — говорит Николай Александрович. — Как старший сын должен был присматривать за малышами. Когда началась Великая Отечественная война, то отца Александ­ра Григорье­вича, как и всех мужчин, призвали на фронт. Он понимал, что оставляет дома жену Анастасию Мироновну с двумя детьми, знал, что на свет скоро появится еще один малыш (а двое ребят родилось уже после Победы). Обнял маму, брата на руки взял, прижал меня к себе и сказал: «Сынок, немцев мы побьем обязательно, за свою землю будем бороться без страха. А ты помни, что теперь старший мужчина в доме, береги маму, слушайся ее, заботься, защищай!». А мне-то тогда было всего чуть больше четырех лет. Но я старался его не подвести.
Семье Рогачевых, которая жила в селе Успенском на улице Ворошилова, было непросто справляться с трудностями во время войны. Но верили, что отец скоро придет домой и защитит от всех бед. Анастасии Мироновне давали силы короткие весточки от мужа. Она трудилась в полеводстве. Чтобы прокормить своих детей, бывало, спрячет за пазуху два кочана кукурузы и спешит к семье. Идет женщина домой, страху натерпится, знает, что за воровство ее могли и в тюрьму посадить. А как поступить иначе? Не принесет зерна, малыши останутся голодными…
— Первый раз в школу я пошел, как и положено, в семь лет. Только вот проучился недолго. И хотел бы, да одеть было нечего. Пришлось еще посидеть дома… А как мы радовались Дню Победы! Папу ждали каждую минуту. Но в 1945-м году он не пришел домой, его часть была в числе тех, кто наводил порядок в Прибалтике, сражаясь там с бандгруппировками. Солдатам запрещали писать домой, чтобы не выдать секретные сведения. Это был самый тяжелый для нас период. Злых языков на селе всегда хватает, вот и шептали они маме, что, мол, муж уже давно нашел себе боевую подругу: «Зря ты веришь и ждешь. Ему ни ты, ни твои дети уже не нужны. Хотел бы, уже вернулся». А мама, может, и плакала украдкой, но надежды не теряла. Как в том стихотворении: «Жди меня, и я вернусь!»…
Рассказал Н.А.Рогачев и о том моменте, когда глава семьи наконец-то вернулся. Была зима, все уже спать легли. И тут мальчик проснулся от радостных криков. И понял: «Папа дома!». Слезы, объятия, разговоры, смех и опять слезы. Все смешалось в детских воспоминаниях. Сбежались к ним в дом все родственники и соседи. А мама не могла наглядеться на своего героя…
— Тогда закончились наши беды. Жизнь улучшилась. Отец первым делом сшил мне сапоги, потом сделал шубейку из своей кожаной душегрейки. Из кроличьих шкур, которые сам выделал, справил шапку. И пришел я в школу, как новая копейка! Меня все ребята окружили, рассматривали мою одежду. А я был просто счастлив! Такие светлые чувства могут испытывать только дети, —
говорит Н.А.Рогачев. — Я очень любил папу, гордился им.
Работа для главы семьи нашлась сразу, ведь он и до войны трудился на колхозных полях. Да и вообще был мужиком «рукастым» — мог и шить, и плотничать, в технике лучше всех разбирался. Старший сын Коля, как и все младшие, старался во всем подражать кормильцу семьи, никогда не отмахивался от советов. А тот незаметно старался передать мальчику все свои знания и умения.
Николай в школе учился хорошо. Вот только русский язык ему не давался —
привык «балакать», как говорил слова, так и писал их в тетрадке, за что и получал неудовлетворительные отметки.
— В седьмом классе я бросил школу. Не поверите, но причиной стала смерть И.В.Сталина. Все люди плакали, а я решил, что хватит штаны за партой протирать, пора трудиться на благо Родины. И пошел работать. В местном хозяйстве тогда рук не хватало. Родители мое решение одобрили, ведь для них колхоз был так же дорог, как и родная хата. Мне было всего пятнадцать лет, в этом возрасте я уже получил «корочку» тракториста. Сначала трудился на лошадях, потом — прицепщиком. Через месяц меня приняли в комсомол. Некоторое время, когда в район приезжали топографы, трудился ездовым. Даже успел в стройбригаде поплотничать — строил корпуса для новых ферм. Но больше всего любил работать на земле за рулем трактора или комбайна.
В этом же хозяйстве трудился и отец Николая, старался ему помогать во всем. Но уже тогда руководство хозяйства отмечало в Н.А.Рогачеве небывалое трудолюбие, упорство, порядочность. Юноша неизменно выходил в лидеры среди механизаторов, хватался за любое дело, не жаловался. Когда его отца перевели на ферму, продолжатель династии так и работал механизатором. Да не сам, а вместе с младшими братьями Анатолием и Борисом. Позже по стопам деда Александра Григорьевича пойдут и его внуки. И до сих пор в числе лидеров жатвы звучит их фамилия. В этом году, например, племянник нашего героя Григорий Рогачев признан лучшим механизатором в Успенском районе.
…Николай хотел пойти в армию, но по состоянию здоровья не прошел врачебную комиссию. Тогда юноша решил, что поедет поднимать целину. Хоть таким образом отдаст долг своей Родине. Сказано — сделано. В Кустанайской области на севере Казахстана опытный механизатор был на вес золота.
— Какая хорошая там была земля! Уже в первый год в совхозе Кошевого мы смогли получить с каждого гектара по 22 центнера зерна. Это на тот момент был высокий показатель. Вспоминается сейчас, с каким желанием и азартом трудилась молодежь, как было весело и интересно нам, простым ребятам, бросившим все и уехавшим из родного дома. Был только один минус — девчат на всех не хватало. Тогда я и решил вернуться на Кубань и найти себе невесту, — продолжил рассказ Н.А.Рогачев.
Приглянулась юноше семнадцатилетняя Тося. В ее судьбе радости и счастья было мало. Да и ждет ли их сирота из Ленинграда, выросшая в детском доме? Работала Антонина Дмитриевна на ферме дояркой, жила, где придется —
у тех, кто примет. Была трудолюбивой, отзывчивой, спокойной. Ей тоже приглянулся Николай, его ухаживания она приняла. А спустя несколько месяцев переехала девушка к нему в дом. Свадьбу молодые сыграли в марте 1959 года. Тоню родители мужа приняли хорошо, жалели, уважали, и она им платила добротой и вниманием. А любимому супругу подарила двоих сыновей и трех дочерей.
Если Антонина Дмитриевна всю жизнь проработала дояркой, то Николай Александрович почти 50 лет посвятил родной земле, большую часть из которых провел за штурвалом комбайна. За его плечами —
47 уборок зерновых, и на каждой он сумел перевыполнить норму! О трудолюбии лучше всего скажут награды, которые сейчас украшают грудь ветерана труда, а уж грамот и благодарностей, получаемых комбайнером по итогам каждой жатвы, просто не счесть. О труженике Рогачеве, о его успехах на севе и уборке зерновых, кукурузы, подсолнечника, сахарной свеклы газета «Рассвет» рассказывала неоднократно.
Важно и то, что Николай Александрович не просто был ведущим механизатором, но и добрым наставником для молодежи. К нему стремились попасть выпускники училищ, чтобы набраться опыта. Его ценило руководство за качество выполнения работ. А он просто любил свою работу и знал технику, чувствовал ее так же тонко, как и родную землю, природу.
— Если быть внимательным, то работать будет легко, — говорит наш герой. —
Нужно не бояться учиться самому, спрашивать совета. А вот задирать нос не стоит, так и шишку на лбу можно набить.
Почти четыре го­да назад ушла из жизни любимая супруга Антонина Дмитриев­на. Тоска сковала сердце пенсионера, все чаще стал он наведываться на местное кладбище — к могилке своей жены. Тосковал… Друзья посоветовали не замыкаться в своем одиночестве, найти друга, с которым можно разделить все бытовые проблемы. Этим близким человеком стала для Николая Александровича Евгения Стефановна Киблицкая.
С энтузиазмом заслуженный механизатор рассказывает и о своих увлечениях — их у пенсионера два: выращивание томатов и рыбалка. И они прекрасно дополняют друг друга: потрудился в огороде, сделал заготовки на зиму — имеешь полное право посидеть с удочкой у водоема, полюбоваться природой.
— Я горжусь тем, что у меня большая семья! Сейчас я богатый дедушка, сыновья и дочери подарили мне девятерых внуков, а те осчастливили пятнадцатью правнуками. Кто-то из Рогачевых живет в Успенском районе, другие уже разлетелись по просторам Кубани, подались даже в Мурманск, Санкт-Петербург. Но друг о друге мы не забываем, часто видимся, общаемся. Внуков своих я люблю, радуюсь их успехам, достижениям. Они у меня — ребята талантливые, трудолюбивые, честные, — завершает свой рассказ Н.А.Рогачев.
…Закипел чайник, радушная хозяйка разливает кипяток по чашкам, угощает смородиновым вареньем. Задумался о чем-то Николай Александрович. Может, вспоминал родителей, может, своих коллег, многие из которых уже ушли из жизни. Но не было в его глазах грусти. Так на мир смотрит только человек, которому не стыдно оглянуться назад, который не жалеет о былых поступках.
Здоровья вам, юбиляр, на долгие годы!
Ю.АНДРЕЕВА.
Фото Е.Мерзлякова.

от admin

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.