В минувший понедельник в Армавире под председательством депутата Госдумы РФ, члена Цент­рального штаба Общероссийского народного фронта Н.В.Костенко состоялся межмуниципальный форум «Социально-­экономическое развитие северо-­восточных и предгорных территорий Краснодарского края: вызовы, возможности, приоритеты».

Его участниками стали: первый заместитель министра экономики Краснодарского края А.В.Палий, старший партнер Арка Групп, председатель комиссии Общественной палаты Краснодарского края, доктор экономических наук, профессор, А.А.Полиди, руководитель представительства «Агентство стратегических инициа­тив» (АСИ) в Южном федеральном округе Р.Э.Кудаев, представители краевых министерств и ведомств, а также делегации муниципальных образований Армавира, Курганинского, Лабинского, Мостовского, Новокубанского, Отрадненского и Успенского районов, в состав которых вошли профильные заместители глав территорий, председатели советов МО и главы сельских поселений.

Темой обсуждения стали основные направления проек­та Стратегии развития Краснодарского края до 2030 года и те задачи, которые стоят сегодня перед муниципалитетами в рамках ее реализации.

­ Главной целью Стратегии, ­ отметила во вступительном слове Н.В.Костенко, ­ является создание новых рабочих мест и пополнение бюджетов муниципалитетов для дальнейшего развития, в связи с чем определены пять ключевых направлений, на которых предстоит сосредоточить основные усилия власти.

Три из них служат традиционными экономическими локомотивами Кубани: агропромышленный, туристско­-рекреационный и транспортно­-логистический комплексы.

Но жизнь сегодня не стоит на месте и диктует новые правила. Поэтому два других приоритета связаны с развитием промышленного производства и «кластером социальных и креативных индустрий». Это предполагает вложения, прежде всего, в человеческий капитал ­ его сохранение, здравоохранение, образование, повышение конкурентоспособности на рынке труда, а также создание возможностей для реализации потенциала талантливой молодежи, проявления предпринимательской инициативы граждан и так далее.

Ведь именно от наличия и качества человеческих ресурсов во многом зависит исполнение всех перспективных планов и достижение намеченных целей. Естественно, что все процессы должны прогрессировать на современной технологической базе с применением инноваций во всех сферах деятельности.

Текст документа разрабатывался с учетом особеннос­тей всех муниципальных образований, что позволило выявить общие черты и перспективы для их дальнейшего развития и сгруппировать по экономическим зонам: Северной, Центральной, Восточной, Предгорной, Черноморской, а также Краснодарской и Сочинской агломераций. У каждой из них есть своя «отраслевая специа­лизация».

Своя программа ­ ближе…

А чтобы проработать более детально все «на местах», каждому муниципальному образованию в течение 2018 года необходимо создать собственную программу стратегического развития в рамках краевого документа.

­ Городам и районам края уже сегодня нужно начать работу по определению возможных точек роста, ­ подчеркнула Н.В.Костенко, ­ чтобы они могли четко сформулировать эти направления и начать их реализовывать.

Не менее важно провести и своеобразную «инвентаризацию» и мобилизацию имеющихся ресурсов: финансовых, природно­-климатических, управленческих, а также определить наиболее проблемные и «узкие» мес­та.

Очень важно при этом (и данный аспект был особо подчеркнут депутатом Госдумы Н.В.Костенко), «чтобы районы не конфликтовали между собой, «перетягивая» друг у друга проекты и ресурсы, а углубляли существующие связи, создавали новые, согласовывая свои стратегические программы между собой, дополняя друг друга и концентрируя усилия в направлении кластерного развития».

На примере Армавира, глобальной целью которого является возвращение городу звания промышленного центра России, как сказала Наталья Васильевна, должны решаться и тактические задачи в краткосрочной перспективе: конкретно на этот год, на следующий, чтобы стратегия «заработала», чтобы люди почувствовали эффект от ее реализации в росте занятости, возможности заработать и увеличить свое благосостояние.

А средства краевого центра будут выделяться конк­ретно на реализацию программ и под конкретные проек­ты.

Но опираться следует, прежде всего, на собственные возможности, на традиции и специфику каждого населенного пункта, не дожидаясь «больших инвесторов», которые придут на территорию и смогут в одночасье решить все ее проблемы.

Экспертное мнение

Об основных направлениях реализации Стратегии социально­-экономического развития Краснодарского края 2030 с точки зрения эффективности и лидерства собравшимся рассказал А.А.Полиди.

­ Стратегическое планирование является достаточно новым направлением в государственном и муниципальном управлении, ­ отметил Александр Анатольевич, ­ но на нынешнем этапе развития общественных и экономических процессов именно такой подход служит наиболее актуальным. При этом отправной точкой любой стратегии служит определение цели и выстраивание последовательности приоритетов.

Как далее сказал А.А.Полиди, сегодня в крае привыкли к лидерским позициям, так как наша Кубань является одним из наиболее быстрорастущих регионов, что позволяет привлекать к нам инвестиции, новые проекты, трудовые ресурсы.

­ Наша общая задача, ­ подчеркнул эксперт, ­ всех кто причастен к социально­-экономическому развитию края, не допустить потерю этих лидерских позиций. Уже сегодня стоит задуматься о том, хватит ли у нас ресурсов, чтобы обеспечивать приоритеты в агропромышленном комплексе, туризме, строительстве, в других ключевых отраслях. Тем более, что в сравнении с другими сильнейшими регио­нами первой десятки, у нас есть слабые места.

Это институты, человеческий капитал, инновации и пространственное развитие, по этим направлениям мы находимся ниже среднего уровня развития (в десятке). Это те «зажимы», слабые места, которые и положены в основу структурирования всех экономических зон края.

Естественно, что любое стратегическое планирование предполагает сценарий, то есть перечень условий для достижения целей. Авторами Стратегии рассмотрены три сценария: инерционный, базовый и оптимистичес­кий.

Двигаясь по инерции и ничего не меняя, мы можем рассчитывать на рост 2,1 процента валового регионального продукта в год. Это мало, учитывая, что мировая экономика растет примерно на три процента в год. Базовый сценарий предполагает 3,9 процента годового роста, а оптимистический ­ 5,3 процента.

­ Эти цифры говорят конкретно о том, на что мы можем рассчитывать в качестве жизни, в качестве привлечения инвестиций, реализации бюджетной политики, развития той городской или муниципальной среды, в которой мы все находимся, ­ отметил А.А.Полиди.

­ Уникальное стратегическое преимущество края в том, ­ продолжил эксперт, ­ что наш регион ­ единственный в России, в котором были реализованы четыре мега­проекта: Олимпиада, Формула­-1, Чемпионат мира по футболу и Крымский мост. Это точки долговременного развития, поэтому стоит вопрос о том, чтобы сбалансировать дальнейший рост валового регионального продукта не ниже среднемировых темпов.

Как подчеркнул далее Александр Анатольевич, при разработке муниципальных стратегий следует учитывать, что «развивать отдельные предприятия и даже отрасли ­ это вчерашний день», что экономическая политика должна быть направлена на развитие кластеров. То есть важны «системные меры и те сигналы, которые они транслируют в общественную и экономическую среду».

Например, с учетом специфики аграрной предгорной зоны ее может дополнять рекреационный туризм. При этом уникальная экосистема Предгорья и ее сохранение рассматривается как самоцель.

­ Я не верю в стратегии, разработанные сугубо консультантами, ­ отметил в заключение А.А.Полиди. ­ Сама по себе стратегия ­ это, в первую очередь, видение и определенные рамки, в которых будут создаваться флагманские проекты, муниципальные программы, а значит, она должна быть живой. Так как вы лучше знаете те проблемы и ресурсы, которые у вас есть, и те цели, которые необходимо реализовать на том или ином этапе. И отвечать за эту программу придется вам, органам власти, которые будут ее исполнять, а не консультантам. Поэтому речь должна идти о методической помощи. Самое главное на первоначальном этапе ­ определиться с проблематикой, с болевыми точками, которые могут быть тормозом развития.

Для наглядности А.А.Полиди привел пример Краснодара. Его пресловутые пробки горожане называют основной проблемой краевой столицы. Но пробки ­ это не проблема, а следствие несбалансированной уличной сети, неграмотного выполнения территориального планирования, при избыточном количестве въезжающих автомобилей. Поэтому если стараться решить проблему пробок закупкой новых трамваев, то ее не решить никогда.

Большой интерес у участников форума вызвало выступление К.В.Муругова, депутата совета Октябрьского сельского поселения Крыловского района, который рассказал о реализации проектов долгосрочного развития на конкретной территории и о том, как там удалось инициировать предпринимательскую инициативу жителей.

Как рассказал Константин Викторович, саженцы плодовых и декоративных растений там выращиваются практически в каждом дворе, что обеспечивает занятость населения и приносит семьям неплохой доход: их оптом и в розницу активно закупает вся европейская часть России.

Первый заместитель министра экономики Краснодарского края А.В.Палий в своем докладе остановился на структурных приоритетах экономики края и на том, как с учетом этих направлений должна строиться работа северо-­восточных и предгорных территорий края по мобилизации имеющихся ресурсов и возможнос­тей.

Делясь впечатлениями после завершения форума, глава Веселовского сельского поселения Т.Я.Кузнецова отметила, что проблем сегодня у сельских территорий много, но такой стратегический подход к конгломерации усилий по созданию экономических зон должен стать хорошим импульсом для сельских поселений в их дальнейшем развитии в составе муниципальных программ при формировании кластеров.

Глава Трехсельского сельского поселения Т.И.Калза рассказала, что с учетом местных особеннос­тей и традиций, на которые ориентировали участников форума эксперты, на территории будет сделан акцент на развитие молочного животноводства и на дальнейшее наращивание объемов товарного производства на личных подворьях. Будут использоваться и преимущества предгорных пастбищ, позволяющих содержать большое поголовье овец и коз. Намечен на территории сельского поселения и участок под кроличью ферму.

Глава Маламинского сельского поселения А.Н.Буланов подчеркнул, что инициатива, конечно, должна идти «снизу» ­ от органов местной власти конк­ретных территорий, но в создании муниципальных программ и в их дальнейшей реализации, тем не менее, необходима помощь экспертного сообщества и науки.

Е.ВЛАСОВА.

Фото автора.

от admin

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.