Рождество. Оно приближается, им пахнет воздух одинаковый в преддверии праздника… Однако, для многих он пахнет поразному.
У одних в голове печеный гусь и праздничные распродажи, а у других (где вы, другие?) темная пещера Рождества, уже напоминающая будущий Гроб, ныне славящийся своей пустотой.
Гроб Христов это такая же пещера, как и грот Его Рождества. Всю короткую земную жизнь Свою Христос шел от одной пещеры к другой, от пеленок Младенца к пеленам погребения, а вовсе не от почестей к почестям.
Древняя Церковь праздновала Рождество и Крещение вместе. Так продолжалось долго, и никого не смущало, что исторически между двумя празднуемыми событиями лежит 30летнее пространство. Они не были глупыми, христиане древности. Они просто подчеркивали этим способом празднования, что и там, и там, то есть и в Рождестве, и в Крещении, нам является Христос.
Правильные мысли не помеха печеному гусю. Покупай подарки и думай о Господе. Толкайся в очередях и думай о Господе. Коли орехи для кутьи и думай о Господе. Посоли солью памяти о Воплощаемом Господе всякое пока еще постное блюдо. Ешь и радуйся. Кто знает, что именно празднует, тот и за праздничный стол сядет с «добавочным» удовольствием. А кто не знает, для кого весь праздник поместился в пакет с подарками, тот будет посреди самого торжества грустить или безвыходно напиваться. Вместо того, чтобы становиться лучше, он будет становиться хуже: циничнее, наглее, неблагодарнее. Есть такое свойство у Христовых торжеств: они созданы, чтобы улучшить человека, но тот, кто улучшаться не хочет, неизбежно станет еще хуже, чем был. Одним и тем же человек не способен оставаться.
Я за настоящий праздник. Я за ангельское пение, за коленопреклонение пастухов, за первую колыбельную Марии, за удивление Иосифа, за духовный смысл, сокрытый в подарках волхвов. Я за веру и за саму церковь, которую врата ада не одолеют.
Из беседы протоиерея Андрея ТКАЧЕВА.