— Родина у нас одна, делить нам нечего — и на этих принципах должна воспитываться наша молодежь, — говорит Антон Иванович Зудин, кандидат исторических наук, заместитель заведующего Научно-исследовательским центром традиционной культуры Государственное бюджетное научно-творческое учреждение культуры Краснодарского края «Кубанский казачий хор». Он является руководителем проекта «Земляки и соседи: изучение и популяризация добрососедских отношений народов Кубани и Адыгеи»».

В виду своей социальной значимости (проект направлен на изучение и популяризацию опыта добрососедских отношений народов Адыгеи и Кубани, и в первую очередь — между русским старожильческим населением и титульным северокавказским этносом — адыгами, как пример наиболее длительного, продуктивного и взаимообогощающего общения культур) проект поддержан Фондом президентских грантов.

Недавно состоялся онлайн-вебинар рабочей группы проекта, посвященный итогам полевых исследований, проведенных в январе-марте 2020 года в Хатукаевском и Уляпском сельских поселениях Красногвардейского района, Дукмасовском сельском поселении Шовгеновского района, Дмитриевском сельском поселении Кошехабльского района Республики Адыгея, а также на территории нашего муниципального образования.

И сегодня мы расскажем читателям «Рассвета» подробнее о проделанной работе, о том, что удалось найти исследователям, и к каким прийти интересным выводам и рекомендациям.

 

«История — это муза…»

В нашем муниципалитете весной этого года прошел заключительный этап экспедиционной работы в рамках проекта «Земляки и соседи».

Вместе с руководителем проекта А.И.Зудиным к нам приезжал профессор Кубанского государственного университета, доктор исторических наук О.В.Матвеев, а также известный блогер, этнограф, историк и журналист В.В.Штыбин. Изучение историчес­кой памяти коренного населения, истории межнациональных отношений и межкультурного взаимодействия — такие общие задачи они ставили перед собой.

И наша малая родина, где исторически компактно проживают представители многих народов, заинтересовала их своей самобытностью и примерами дружбы и добрососедства.

Забегая вперед, особо отмечу, что, делясь впечатлениями об увиденном и услышанном в Успенском районе, Виталий Штыбин признался: он поражен тем, сколько здесь сохранилось интереснейших исторических мест, к которым стоит организовать этнографические экскурсионные маршруты, дополнив их агро и гастрономическим туризмом.

А теперь — обо всех событиях подробнее: о том, как их увидели наши ученые-исследователи.

В этнокультурном пространстве района, помимо русско-адыгейского пограничья, представлены культуры греков, эстонцев, немцев и других. Участники проекта посетили аулы Коноковский, Урупский и Кургоковский; села со смешанным этническим населением: Трехсельское и Новоурупское. Помимо этого сбор полевого материала проводился на хуторе Державном, в поселке Мичуринском и в селе Успенском.

Ученые-исследователи встретились с главой Успенского района Г.К.Бахилиным, записали более 30 интервью с видео и фотографиями музейных экспонатов, памятников, построек, блюд национальной кухни, а также сделали портретные и коллективные снимки.

 

«И это все — у нас?!»

Например, о плотнике и столяре Подопригоре, который участвовал в постройке многих существующих в аулах домов.

Помнят здесь и об основателях аула — князьях Конокове и Кургокове, об обстоятельствах возникновения аула Урупский, имеющего второе название Шъхьащэфыжь или Щхьэщэхужь, то есть «выкупивший голову». Ведь, по легенде, основавшие аул адыги после отмены крепостного права выкупили себе свободу у армавирских купцов черкесо-гаев.

Рассказали старожилы и о том, что урупчан называли «армянами» за их пребывание в крепостной зависимости от черкесо-гаев; а коноковцев — «братьями и сестрами», поскольку, якобы, князья Коноковы имели в ауле право первой брачной ночи; о кургоковцах говорили: «А это те, которых не нашли немцы».

Интересные представления о своих земляках и соседях зафиксированы в этнокультурных портретах ногайцев, карачаевцев, армян и казаков. Сохранились воспоминания, что «наибольшие контакты кургоковцы имели с селом Маламино, урупчане — со станицей Урупской, коноковцы — с селом Трехсельским: сведения об экономических, культурных, семейных и дружественных связях зафиксированы  практически в каждом интервью».

Сюжеты Великой Отечественной войны представлены в рассказах о совместной борьбе с фашизмом в рядах 4-го гвардейского казачьего кавалерийского корпуса и Краснодарской плас­тунской дивизии.

«Современная религиозная жизнь населения района, — говорится в итоговом аналитическом материале, — также отличается своеобразием. В Урупском, Коноковском и Кургоковском исламский ренессанс заметен гораздо в большей степени, чем в аулах Республики Адыгеи. Достаточно сказать, что в отличие от выборных эфенди Республики Адыгеи, здесь богослужение и религиозную деятельность осуществляют получившие духовное образование имамы, более последовательно придерживающиеся норм канонического ислама».

— Удивительное сочетание приверженности к греческому православию с бытованием традиционных верований мы наблюдали у цалкинских греков в селе Трехсельском, — поделился впечатлениями профессор О.В.Матвеев. — Представители эстонской общины села Новоурупского помнят, что они — лютеране, однако, сведения о вере поддерживаются лишь в сохранении некоторых реликвий (например, молитвословов на эстонском языке), в рассказах о кирхе, которая была разрушена в 1930-е годы и в семейной памяти об эстонских молитвах.

— Колорит и своеобразие в русско-адыгейском пограничье вносили обследованные участниками экспедиции греческая и эстонская общины.

Несмотря на сохраняющуюся культурную самобытность, греки органично адаптировались в славянской преобладающей среде, присутствуют многочисленные смешанные браки. Наиболее ярко сочетание греческих и русских обычаев просматривается в религиозной сфере. Именно греки явились инициаторами постройки в селе Трехсельском первоначально часовни, а потом — и полноценного храма, строительство которого еще не закончено, но было бы немыслимо без поддержки греческих благотворителей и активных членов местной греческой общины. Православные праздники, отмечаемые односельчанами, сочетают в себе элементы русских и греческих традиций. Например, на большие церковные праздники греки участвуют в организации праздничного угощения на территории часовни, закалывая жертвенного барана, — продолжил Олег Владимирович свой рассказ.

 

Миссия — выполнима

«Краснодарский край и Рес­публика Адыгея являются наиболее благополучными на фоне современных вызовов российской государственности в сравнении с тем же северо-кавказским регионом — проблемным в плане межэтнического и межконфессионального взаимодействия.

Исторически здесь складывались крепкие традиции конструктивного межэтнического взаимодействия, сложилась уникальная модель добрососедских отношений между русскими, казаками и титульным коренным населением — адыгами.

Этот бесценный опыт необходимо сохранить и задействовать на современном этапе, распространить его на весь многонациональный состав двух субъектов Российской Федерации и в дальнейшем использовать его для урегулирования и профилактики межнациональных и межконфессиональных конфликтов в других северокавказских республиках.

Согласно стратегии национальной политики Российской Федерации, в нашей стране взят курс на поддержание уникальности полиэтничной и мультикультурной российской этносферы, повышение эффективности управления этнокультурными процессами, предотвращение, обеспечение полнокровного развития этносов и этнических групп, а также предотвращение и профилактику межэтнических конфликтов и упрочение традиционных ценностей», — говорится в описании проекта «Земляки и соседи».

На основе проведенных исследований рабочей группой проекта выработаны практичес­кие рекомендации, адресованные органам государственной власти, учреждениям культуры и образования, национально-культурным центрам, конфессиональным и общественным организациям, направленные на укрепление межнационального согласия и взаимодействия в регионе.

Дополнением к ним для нашего Успенского района «с его полиэтничным пространством»  стала рекомендация проведения ежегодных Арканниковских чтений, посвященных памяти историка и краеведа Ф.Ф.Арканникова, уроженца ст.Николаевской, изучавшего культуру кубанских станиц, древности абазин, адыгов, быт немецких колонистов и русских крестьян.

«В рамках этих чтений могли бы встречаться профессиональные исследователи истории и традиционной культуры, краеведы, работники местных учреждений культуры (музеев, библио­тек, национально-культурных центров и пр.), делиться итогами своих разысканий и опытом сохранения местного наследия, давать оценку современной ситуации и рекомендации органам власти», — говорится в рекомендациях.

Е.БЕСЕДИНА.

Фото из архива рабочей группы проекта.

от admin

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.