Главная / НОВОСТИ / АКТУАЛЬНО / Индустриальный парк роста

Индустриальный парк роста

Развитие портовой инфраструктуры Тамани даст рабочие места и налоги

 

Продолжается строительство портово-индустриального парка на Тамани — растут морские терминалы, позволяющие экспортировать продукцию по всему миру, рядом с ними строят промышленные предприятия. Инвестиции в регион уже создали для кубанцев тысячи рабочих мест и принесли миллиарды налогов в бюджет.

 

Три в одном

АО «ОТЭКО» реализует в Краснодарском крае комплексную инвестиционную программу по созданию новых терминальных и производственных мощностей в порту Тамань с 2000 года. Общий объём инвестиций здесь к моменту реализации всех планов должен превысить 8 млрд долларов, а количество новых рабочих мест для кубанцев перевалит за 15 тысяч. Реализация проектов ведётся за счёт инвестора без привлечения средств из федерального и регионального бюджетов.

В планах инвестора построить посёлок для сотрудников с собственной школой, детскими садами, поликлиникой и другой социальной инфраструктурой. Участок для него уже выделен, сейчас идёт проектирование и согласование градостроительной концепции. Жилой квартал рассчитан на 15 тысяч человек.

— Начинали с нефтяного терминала, затем к нему добавился терминал сжиженных углеводородных газов (СУГ), одновременно шло развитие терминала навалочных грузов, — рассказывает Евгений Бугаев, руководитель компании-генерального проектировщика проекта. — Все три объекта введены в эксплуатацию и развиваются дальше, наращивая обороты. Также мы приступили к проектированию высокотехнологичных наукоёмких химических заводов по производству метанола, аммиа­ка, карбамида. Их общая мощность составит 9 млн. тонн в год.

 

Быстро, безопасно…

В сентябре 2016 года на сочинском форуме краевые власти заключили с компанией протокол о намерениях по взаимодействию в сфере инвестиций с целью реа­лизации инвестпроекта «Создание и развитие портово-индустриального (промышленного) парка в порту Тамань». Он предполагал строительство терминала навалочных грузов по перевалке с железнодорожного на морской транспорт угля, серы, минеральных удобрений. Этот проект был включён в реестр стратегических, поэтому инвестор пользуется налоговыми преференциями. Результат уже виден — в октябре 2019 первая очередь перевалочного терминала начала работу. Причём аналогов ему в России нет — уникальные тройные вагоноопрокидыватели могут разгружать по 8400 тонн угля в час.

— Пропускная способность терминала сегодня три миллиона тонн в месяц, — продолжает Евгений Бугаев. — В ближайшее время запустим комплекс по перевалке серы, в следующем году — по перевалке минеральных удобрений, к концу 2021 комплекс по перевалке угля вый­дет на расчётную мощность 50 и более млн.тонн в год. Общая мощность составит 60 млн. тонн с возможностью роста, если того потребует рынок.

Все три терминала: навалочных грузов, СУГ, нефти и нефтепродуктов, — позволяют быстро и безопасно грузить корабли самого большого дедвейта — того, что способен проходить пролив Босфор на регулярной основе.

 

… и экологично

К экологии у инвестора особое отношение. Ёмкости с нефтью и сжиженным газом, склады с углём специально построили в отдалении от акватории Чёрного моря — от километра до полутора. До ближайшего населённого пункта и вовсе четыре с половиной километра.

— На каждом терминале введён в эксплуатацию комплекс технических средств и систем, который позволяет добиться высокого уровня экологической защиты, — рассказывает Евгений Бугаев. — Это системы автоматического отсекания задвижек, боновое заграждение на причалах, резервуары с двойной стенкой, различные системы автоматики с тройной защитой. На угольном терминале — уникальный пылезащитный экран (до 25 метров высотой, сделан из специальной полимерной сетки, которая уменьшает скорость ветра в два и более раза, пыль при этом не налипает, а падает вниз, где её убирают специальные службы), системы орошения складов, плёнкообразующие составы — он образует корочку и препятствует образованию пыли. Так что все лучшие мировые практики мы эффективно применяем.

Угольной пыли на территории действительно нет — даже там, где одновременно переворачиваются три вагона с антрацитом. Это неудивительно — система сухого тумана создаёт мельчайшие капли, которые связывают частицы угля. Вагоны и другие объекты обрабатывают машиной вакуумной уборки — мощным промышленным пылесосом на базе грузовика. На ковшах погрузочной техники стоят пылеподавляющие системы, конвейер, поставляющий уголь к месту погрузки, закрыт по всей длине.

В насосных станциях для перекачки нефти чистый воздух без каких-либо подозрительных запахов, на полу и трубах — ни капли нефти или мазута.

— СУГ (сжиженный углеводородный газ) не относится к ядовитым, его воздействие на природу минимально, — объясняет исполнительный директор «Таманьнефтегаз» Владимир Пестряков. — Вред природе могут нести сточные воды — они загрязняются, в том числе выхлопами движущихся по территории автомобилей. И, чтобы эти промышленно загрязненные воды не попадали за пределы комплекса, их собирают, и на наших очистных сооружениях доводят до состояния, пригодного для сброса на поверхностные объекты.

— Служба экологического контроля и мониторинга постоянно измеряет предельно допустимые концентрации, — говорит Евгений Бугаев. — Вся информация собирается в протоколы и предоставляется по требованиям Росприроднадзора и Роспотребнадзора. Вопросов по экологии у этих ведомств за всё время работы терминала навалочных грузов не было, все результаты укладываются в нормативы.

 

Безотходное производство

Неподалёку собственные терминалы ещё одного крупного инвестора — АО «УК ЭФКО». Здесь и мощности по перевалке растительных масел, шрота и т.д., и предприятие по производству специализированных жиров и маргаринов, и завод по переработке маслосемян.

— Все три наших причала связаны технологическими трубопроводами с наземной частью — парком накопления наливных грузов объемом 158 тыс. тонн, — рассказывает директор производственного дивизиона «Юг» филиала компании в морском порту Тамань Сергей Меженский. — Это один из самых больших терминалов по перевалке жидких пищевых продуктов в России. Он глубоководный, действует круглогодично — и в этом тоже его уникальность.

Начинался комплекс, по словам Сергея Меженского, с производства пищевых продуктов: заменителей масла какао, заменителей молочного жира, кондитерских и кулинарных жиров, универсальных и специализированных маргаринов. Одним словом, всего того, без чего не обходится производство кондитерских и хлебобулочных изделий. В начале работы мощность предприятия составляла 700 тонн в сутки, сейчас — 2000 тонн.

Завод по переработке маслосемян запустили в 2015 году, — продолжает Сергей Меженский. — Он перерабатывает 600 тонн сырья в сутки. Часть подсолнечного масла идёт на экспорт, часть используем в приготовлении специализированных жиров. Побочных продуктов переработки не остаётся — лузгу используем как топливо для собственной котельной. Да и вообще на самообеспечении — электричество также генерируем сами, 15 МВт.

В последние два года инвестор расширил мощности маслозавода, вложив в него 1,855 млрд рублей. Это позволило создать 270 новых рабочих мест.

— Если на старте у нас трудились около 700 человек, то сейчас более двух тысяч, — рассказывает Сергей Меженский. — Средняя зарплата сотрудников — 30-35 тысяч рублей. В бюджеты всех уровней мы отдаём около 1,2 млрд рублей налогов в год.

У группы компаний тоже особые отношения с экологией.

— Все наши предприятия открытые, у нас нет глухих заборов, всегда всё прозрачно, видна зеленая трава, кустарники, деревья на территории — это формирует определенную культуру, — объясняет Сергей Меженский. — На сайте мы выкладываем всю отчетность экологии, публикуем информацию о предельно допустимых концентрациях в выбросах. Сбор и очистка сточных вод находится у нас на площадке и соответствует всем стандартам природоохранного законодательства. Мы находимся на побережье, в природоохранной зоне, поэтому постоянно развиваем системы очистки, энергетики.

Виктор БУЛАТОВ

Фото: Юрий Ходзицкий

 

Оставить комментарий

Общественно-политическая районная газета «Рассвет»   Войти