Встреча этих двух ветеранов Великой Оте­чественной войны лет тридцать назад могла бы стать одним из самых трогательных эпизодов популярной в те годы телепрограммы «От всей души».
Но они вряд ли были знакомы в годы войны, вряд ли общались в мирное время. Они просто оказались рядом, не зная, не видя друг друга, в один из самых трагических эпизодов обороны Кавказа.Наши земляки, о чьих судьбах пойдет сегодняшний рассказ, сражались бок о бок за Победу, за наше с вами счастье. А потом трудились для страны и просто жили — честно, открыто, просто…
Пелагея Петровна Холодова родилась 1 октяб­ря 1915 года и выросла в селе Успенском. До войны работала в одной из аптек села Кармалю Армянской ССР. Война разметала братьев и сестер Холодовых по разным фронтам. Один из них — Иван Петрович — воевал под Москвой на Волховском фронте. Борис Петрович погиб под Севастополем. Екатерина Петровна участвовала в боях на Кубани. Пелагея Петровна по окончании краткосрочных курсов медсестер добровольцем ушла на Северокавказский фронт.
Алексей Михайлович Кмитов, 1912 года рождения, переехал вместе с родными в станицу Убеженскую из Херсонской области, что на Украине. В тридцать девятом прошел советско-финскую войну. В сорок первом попал на фронт только после уборки урожая — в сентябре. Ранее ему, как отличному механизатору, была положена «бронь». Но что такое все эти «брони», когда враг у порога?
Отдельный кавалерийский эскадрон пятого кавалерийского дивизиона, в котором служил Алексей Михайлович, наводил ужас на фашистских захватчиков. И казачья шашка не подводила в бою нашего героя. Но поступил новый приказ: Черноморскому флоту срочно требовались классные механики. И сменил казак боевого коня на шаткую палубу.
Это были тяжелейшие бои за оборону Кавказа. Катер, на котором ходил в боевые походы А.М.Кмитов, сопровож­дал баржи, на них эвакуировали раненых и беженцев с Керченского полуострова. Во время одного из авиационных налетов Алексей Михайлович увидел, как сквозь обшивку в машинное отделение, где он находился с напарником, капает кровь. Поднявшись на палубу, механики поняли, что в живых из членов экипажа не осталось никого, а море окрасилось в красный цвет от крови тонущих солдат, моряков, женщин и детей с разбомбленных барж. Но страшнее было другое. Огонь подбирался к снарядам у корабельного орудия, грозя превратить катер в огромную бомбу, которая уничтожила бы весь уцелевший конвой с ранеными и беженцами.
В считанные минуты два матроса выбросили весь боезапас за борт и лишь потом, убедившись, что конвою ничего не угрожает, погасили пламя и доставили катер и уцелевшие баржи к месту назначения. За этот подвиг А.М.Кмитов был награжден медалью Нахимова.
В своих воспоминаниях об этих днях Пелагея Петровна рассказывала, что во время авианалета баржи шли ко дну вместе с ранеными. И люди, сознавая, что наступают последние минуты, ПЕЛИ! Ужас, кровь и смерть вокруг. И русская песня — как последний вызов врагу! Один раненый солдатик, который оказался за бортом уцелевшей баржи, кричал Пелагее: «Сестричка! Помоги мне!». Она бросилась в воду, помогла поднять бойца, но сама стала тонуть.
На палубе закричали: «Мальчик тонет, мальчик тонет!». А когда вытащили из воды «мальчика», узнали в нем свою медсестричку. Потом Пелагея Петровна попала под Воронеж. В одном из боев была тяжело ранена и после госпиталя в Баку вернулась в родное село.
Алексей Михайлович продолжил службу на Черноморском флоте. Зимой сорок второго, когда льдом сковало не только Азовское, но и Черное море, моряки встали на коньки. Идя в атаку на фашистов, они сбрасывали бушлаты, оставаясь в одних тельняшках. И фашисты бежали из окопов, лишь увидев приближающуюся «черную смерть». В боях за Новороссийск катер А.М.Кмитова участвовал в высадке десанта на Малую землю. Сейчас у могилы Цезаря Куникова, как памятник, стоит один из боевых катеров, на котором служил Алексей Михайлович.
В боях за Севастополь А.М.Кмитов был ранен. Домой на побывку приехал на костылях. На них же и вернулся на ставший родным катер. Пос­ле освобождения Черноморского побережья от немецких захватчиков до 1946 года он на тральщике избавлял прибрежные воды от мин, щедро установленных фашистами по всей акватории.
23 марта 1943 года Пелагея Петровна пришла на работу в Успенский райздравотдел, откуда 1 апреля 1976 года вышла на пенсию.
До выхода на пенсию в Убеженской МТС трудился Алексей Михайлович. В 1996 году его не стало. Боевые награды деда бережно хранит в домашнем музее его внук, майор в отставке, директор одного из дворцов культуры Моск­вы Андрей Ерко. О том, как воевал отец, рассказала Любовь Алексеевна Ерко, ветеран педагогического труда, жительница станицы Убеженской, откликнувшаяся на обращение организаторов месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы, прозвучавшее в январе 2015 года.
Пелагея Петровна в окружении родных и близких готовится отмечать свой столетний юбилей. Воспоминаниями своей мамы и свекрови поделились ее сын, Владимир Петрович Цехановский и его супруга Надежда Ильинична. По стопам любимой бабушки пошла старшая дочь Цехановских, Людмила Владимировна Шевченко, отдавшая труду медика в детском отделении районной больницы уже 20 лет. Младшая внучка, Галина, преподает французский язык в Москве.
Т.ПАНАРИНА.
Фото из семейных архивов П.П.Холо­довой и Л.А.Ерко.

от admin

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.