Когда началась Великая Отечественная война, Раиса Гавриловна Кравцова окончила первый класс школы в станице Убеженской. Ее отца призвали в ряды Красной Армии, мать осталась одна с тремя детьми. Рая была самой младшей из них.

Она вспоминает, что летом 1942 года мама с другими женщинами в течение десяти дней рыла окопы в Марьино. Все это время дети оставались одни и, как могли, занимались домом и хозяйством. Изредка в заранее обговоренное время они на берегу Кубани ждали появления матери и через реку переговаривались. Женщина, видимо, хотела убедиться, что с ее ребятами все в порядке, давала короткие наставления, советовала, как лучше поступить.
В детских воспоминаниях Раисы Гавриловны остались и события из периода оккупации Успенского райо­на. Она помнит, как в августе сорок второго на горе появилась машина с немцами и направилась к их дому. Семья бросилась к соседям, пытаясь уйти от беды. Но к ним тоже подъехали вражеские солдаты. Пришлось возвращаться домой.
Много было в эти дни горестного и трагического. Но девочке больше всего запомнилось, что оккупанты очень любили яйца, искали их повсюду, лазили даже в подпол. Стоило матери подоить корову, немцы тут же отбирали молоко и уплетали с ним блины, которые сами и пекли. Увидев где-либо гусей, другую птицу, убивали ее для своего пропитания.
Фрицам нравилось в жаркие дни купаться в Кубани. Обратно они возвращались в трусах, но при этом с автоматами в руках и касками на головах. Все дети в станице, как бы им ни хотелось в августовскую жару поплескаться в прохладной водичке, перестали ходить к реке, опасаясь вражеских солдат.
Рассказывает пенсионерка и еще об одном событии. Она вспомнила, что в один из дней фашисты пригнали в станицу измученных, раненых советских солдат, которых потом закрыли в здании школы.
— Через какое-то время, — продолжает вспоминать Раиса Гавриловна Кравцова, — колонну снова отправили в путь, а тех, кто не мог идти из-за тяжелого ранения или был без сознания, оставили на месте. Потом подожгли здание, от которого после пожара остались только кирпичные стены. Люди затем похоронили останки защитников нашей страны.
В январе 1943 года Красная Армия освободила наш район от оккупантов. С их уходом исчезла и зловещая атмосфера, которая ни на минуту не покидала станицу. Женщинам, старикам, мужчинам-инвалидам по-прежнему было нелегко, но то, что захватчиков погнали на запад, придавало им сил. Постепенно жизнь налаживалась. Спустя некоторое время забрали на фронт старшего брата Раисы, а отец, раненный в руку, пришел домой.
…Прошло столько лет, а события не стираются из памяти очевидцев. И как жаль, что молодое поколение иногда не ценит сегодняшнее мирное и безопасное время, жалуется на судьбу, чего-то требует. А ведь у них для счастья есть все необходимое.
В.ДРОБЯЗГИНА.
На снимке Е.Мерзлякова — Р.Г.Кравцова.

от admin

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.