Весть о том, что в семейном архиве Лихошерстовых хранятся вырезки из фронтовых газет, в которых описаны подвиги бывших летчиков-дальневосточников, впоследствии воевавших на фронтах Великой Отечественной, для сотрудников редакции была совершенно неожиданной. Фамилии, называемые в военных материалах, оказались уже хорошо знакомыми: Николаенков, Батычко, Косов, Туманов, Тищенко… Свеженцев! Это не могло быть простым совпадением. А вслед за телефонным звонком от Анатолия Ивановича пришло и письмо от его внучек: Валерии и Елизаветы, в котором они рассказывают историю своего заочного знакомства с летчиком-истребителем Федором Климовичем Свеженцевым.
Вот о чем написали девочки:
«Наступили весенние каникулы. Мы приехали из Краснодара погостить к бабушке и дедушке. Как-то вечером наша семья читала дневники нашего прадеда Ивана Ефимовича Лихошерстова, которые он начал писать в 1937 году.
Учеба в техникуме, практика в Крыму, служба в рядах Красной армии — все эти события он описывал в своих дневниках. Близилась демобилизация, и тут грянула Великая Отечественная война, которая застала его в одной из летных частей на Дальнем Востоке. Многие хотели попасть в действующую армию, но кому-то нужно было охранять и рубежи нашей Родины на Дальнем Востоке, поэтому не всех отправляли на фронт.
На страницах дедушкиного дневника мы читаем: «Июль, 1-е число, 1943 год. В газете «Тревога» за 29 июня, вчера только полученной, напечатано письмо Николаенкова Дмитрия Ефимовича, ставшего уже майором. Письмо предназначено майору Горлову, бывшему командиру
18 истребительного полка 29 авиационной дивизии, базировавшегося в Хабаровске. Привожу здесь письмо Николаенкова целиком, газета «Тревога» от 29 июня 1943 года». И в этом месте в дневник вклеена вырезка из фронтовой газеты.
Из рассказов майора Николаенкова «Пять воздушных побед» и «Таран капитана Свеженцева» мы узнали о нем и о его боевых товарищах. Нас очень взволновала и заинтересовала судьба летчика Свеженцева, и мы стали искать в Интернете информацию о нем. К большому удивлению, он оказался нашим земляком. А потом мы прочитали и публикации в «Рассвете».
Мы очень гордимся своим прадедом, и нам приятно, что он знал таких опытных и отважных летчиков и служил вместе с ними! Дедушка и бабушка бережно хранят в своих архивах дневники и награды своего отца и нашего прадеда: орден Отечественной войны, медаль «За победу над Японией» и юбилейные медали. Они позволяют нам больше узнать о неизвестных страницах нашей истории и подвигах героев Великой Отечественной войны.
Валерия и Елизавета ЛИХОШЕРСТОВЫ».
Из дневника прадеда
«Вчера вечером «Тревога» ходила из рук в руки. Многие, очень многие из нашего полка знали младшего лейтенанта Свеженцева, ставшего теперь капитаном, совершившего смелый таран и потом, на земле, расстрелянного. Да, летчики-дальневосточники не позорят себя на фронте! Жаль Свеженцева: такое хорошее было начало, и наступил такой быстрый конец!
Привожу здесь письмо Николаенкова целиком вырезкой из газеты (см. вклейку)».
Мы же публикуем лишь небольшой отрывок из обширного материала, занявшего практически всю газетную полосу.
«Наша часть за 15 дней активных боевых действий в воздушных боях уничтожила 56 самолетов противника, — писал Николаенков. —
Я хочу описать отдельные боевые эпизоды и подвиги наших летчиков, в которых вы, возможно, найдете фамилии ваших близких друзей»…
«Первый боевой вылет», «Сбили три «МЕ-109», «Пять воздушных побед», «Таран капитана Свеженцева» — четыре коротких новеллы, объединенных под общим заголовком «Боевые дела летчиков-фронтовиков». В последней — о нашем маламинском земляке:
«Произошло это во время исключительно упорного воздушного боя над передним краем. Очевидно, у капитана Свеженцева кончился запас патронов, и он молниеносно развернул свою машину, повел ее в лоб врагу, на таран. Немцу некуда было деться. Удар, и стервятник в беспорядочном падении пошел вниз. Немецкий летчик погиб вместе со своей машиной. Это был одиннадцатый самолет, сбитый капитаном Свеженцевым. Сам он выбросился на парашюте и, скользя в воздухе, приземлялся в расположение наших войск. Налетевшие стервятники обрушили пулеметный огонь на летчика, и сердце сталинского сокола перестало биться.
Над свежей могилой своего товарища молодые летчики поклялись отомстить за его смерть и еще беспощаднее уничтожать фашистские самолеты. Свою клятву они сдерживают».
…Эти нехитрые строки взволновали их читателей в 1943-м. Не оставили равнодушными они и души их потомков в 2015-м. И такая связь поколений лучше всяких слов говорит о том, что подвиг прадедов в Великой Отечественной для нашего народа остается незабываемой страницей истории. А пока мы помним, верим, чтим и гордимся, — мы живем.
Письмо и дневники читала С.ПАВЛОВА.
Фото Е.Мерзлякова.