Согласно постановлению правительства страны, принятому 7 августа 2014 года, Россия на год ввела запрет на импорт сельскохозяйственной продукции и продовольствия из США, стран Евросоюза, Канады, Австралии и Норвегии. Запрет касается мяса крупного рогатого скота, свинины, мяса и субпродуктов домашней птицы и другого.
В соответствии с указанным постановлением правительства, минсельхозом страны разработан и согласован «План содействия импортозамещению в сельском хозяйстве Российской Федерации на 2014-2015 годы», целью которого является создание благоприятных условий для динамичного развития производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для ускоренного снижения зависимости внутреннего рынка от поставок импортной продукции.

Отмеченный план предусматривает комплекс ме­роприятий по разработке и корректировке ряда нормативных правовых актов в сферах обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации, развития производства и сбыта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развития инф­раструктуры и логистического обеспечения агропродовольственного рынка, таможенно-тарифного регулирования, фитосанитарного и ветеринарного контроля, земельной политики и международного сотрудничества.
В рамках стимулирования обеспечения импортозамещения на селекторном совещании «О мерах по развитию животноводства и малых форм хозяйствования на селе»
17 октября 2014 года обсуждались вопросы развития отечественного животноводства и малых форм хозяйствования на селе.

Основным направлением развития сельского хозяйства на ближайшую перспективу, по словам председателя Правительства России Дмитрия Медведева, стало сокращение зависимости внутреннего продовольственного рынка России от импортных поставок мяса, молока и молочной продукции. Премьер также подчеркнул, что серьёзную помощь в этом могут оказать и крестьянско-фермерские хозяйства. К примеру, в 2013 году 10 процентов оте­чественной сельхозпродукции было произведено индивидуальными предпринимателями и фермерами, а в животноводстве порядка 5 процентов.

Для решения проблемы с высокой ценой кредитных ресурсов предложено использовать как традиционные механизмы государственной поддержки (субсидирование инвестиционных кредитов), так и новые — механизм проектного финансирования по наиболее важным проектам.
Отмечено, что поддержка малых форм хозяйствования будет осуществляться как в рамках госпрограммы развития сельского хозяйства, так и госпрограммы экономического развития и инновационной экономики, в том числе в виде грантов начинающим фермерам и малым предприятиям (адресная поддержка).
Решение проблемы слабой логистической инфраструктуры на селе возложено на оптово-логистические центры, которые будут строиться с государственной поддержкой. Не менее важной задачей будет максимально упрос­тить доступ крестьянских хозяйств к услугам таких центров.

Сейчас эта государственная программа активно осуществляется в регионах страны, в том числе и на Кубани, благодаря чему есть прирост производства сельскохозяйственной продукции. К примеру, согласно данным пресс-службы Краснодарстата, на Кубани в январе-марте текущего года увеличилось производство мяса, молока и яиц. Так, производство мяса в хозяйствах всех форм собственности составило за отмеченный период 108 тысяч тонн, что на 0,6 процента больше прош­логодних показателей. Производство молока выросло на 0,2 процента — до 319 тысяч тонн. Яиц было произведено 351 миллион штук, что на 8 процентов больше, чем за аналогичный период 2014 года. По статистическим данным, на долю личных подсобных хозяйств, КФХ и индивидуальных предпринимателей приходится 30 процентов производства мяса, 35 процентов молока и 43 процента яиц.
На начало апреля текущего года в хозяйствах всех форм собственности содержалось 545 тысяч голов крупного рогатого скота, из которых 218 тысяч —
это коровы, а также 373 тысячи свиней, 221 тысяча овец и коз. По итогам первого квартала 2015 года, в среднем от одной коровы было надоено 1634 килограмма молока, а от одной курицы-несушки получено 75 яиц.

Отмечено, что согласно федеральному законодательству, с 1 января текущего года арендаторы земель краевого и муниципального фондов обязаны вновь заключать договора землепользования. Но происходит это не как в прошлые годы — практически автоматически, а с учетом дополнений и изменений, внесенных в основополагающие земельные законодательные документы.

В частности, в рамках претворения в жизнь крае­вой программы импортозамещения и для значительного увеличения производства молока, мяса и другой животноводческой продукции в закон Краснодарского края от 5 ноября 2002 года №532-KЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» Законодательным Собранием края внесены изменения, благодаря которым хозяйства всех форм собственности Кубани будут заниматься развитием местного животноводства. Согласно статистическим данным, даже в нашем благодатном крае основная нагрузка развития этой важнейшей отрасли сельского хозяйства лежит на крупных сельскохозяйственных предприя­тиях и личных подсобных хозяйствах, а фермерство неохотно занималось выращиванием скота, птицы и другой живности, а также выращиванием кормовых и фуражных культур.
К примеру, в дополнениях к этому закону отмечено, что предельный максимальный размер всех земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляемых в аренду или собственность для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, должен составлять не более 200 гектаров. В случае, если земельные участки используются либо будут использоваться фермерским хозяйством для выращивания кормовых культур (кормовые травы, силосные культуры, кормовые корнеплоды, кормовые клубнеплоды, кормовые бахчевые культуры, зернофуражные культуры), предельный максимальный размер всех земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляемых в аренду или собственность для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, не ограничивается и рассчитывается: в целях обеспечения кормами собственных животных и птиц из расчета не менее 20 условных голов на 100 гектаров; в целях обеспечения кормами других владельцев животных и птиц, в том числе находящихся в личных подсобных хозяйствах, из расчета ежегодного производства и реализации не менее 7 центнеров кормовых единиц с каждого арендуемого гектара.

Заслушав на очередной депутатской сессии и обсудив информацию первого заместителя председателя Законодательного Собрания Краснодарского края, председателя комитета по вопросам аграрной политики и потребительского рынка И.М.Петренко о необходимости внесения изменений в государственную программу Краснодарского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», утвержденную постановлением главы администрации Краснодарского края от 14 октября 2013 года №1204, депутаты Законодательного Собрания Краснодарского края отметили, что вносимые изменения увеличивают объем финансирования программы в 2015 году на 3,42 миллиарда рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета на 3,18 миллиарда рублей, краевого бюджета — на 3,5 миллиона рублей, внебюджетных источников — на 230,1 миллиона рублей.

Увеличение денежных средств из федерального бюджета обусловлено приведением финансирования Программы в соответствие с объемами, доведенными Краснодарскому краю распоряжением правительства Российской Федерации на основе соглашения, заключенного Краснодарским краем с Министерством сельского хозяйства страны на 2015 год.
Указанные средства федерального бюджета направляются на предос­тавление субсидий для возмещения части процентной ставки по краткосрочным и инвестиционным кредитам для развития растениеводства 1,84 миллиарда рублей, животноводства — 669,7 миллиона рублей, в сфере поддержки развития малых форм хозяйствования — около 8 миллионов рублей. А также увеличивается объем поддержки сельскохозяйственного страхования — на 59,3 миллиона рублей.

В итоге принято решение перераспределить средства краевого бюджета посредством увеличения объемов финансирования подпрограммы «Развитие рыбохозяйственого комплекса» на 15 миллионов рублей и мероприятий подпрограммы «Развитие виноградарства и виноделия» на 58,4 миллиона рублей, в том числе мероприятий на установку шпалеры — на 32,9 миллиона рублей, а также уменьшения объемов финансирования подпрограммы «Развитие животноводства, переработки и реализации животноводческой продукции» — на 14,5 миллиона рублей и подпрограмму «Развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Краснодарского края» — на 55,5 миллио­на рублей (мероприятие по проведению агропромышленных выставок и ярмарок).

Для реализации постановления Законодательного Собрания Краснодарского края от 25 февраля 2015 года №1492-П «О мерах по увеличению производства молока и мяса и обеспечению мясомолочной продукцией населения в муниципальных образованиях Краснодарского края» постоянный комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам аграрной политики и потребительского рынка совместно с министерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края подготовили предложения по внесению изменений в подпрограмму «Развитие животноводства, переработка и реализация продукции животноводства».

Отмеченные изменения предусматривают реализацию организационно-управленческих задач, стоящих перед органами государственной и муниципальной власти Краснодарского края для увеличения поголовья сельскохозяйственных животных, наращиванию производства продукции животноводства, повышению эффективности использования материально-технической базы развития животноводства во всех формах хозяйствования Кубани. Эффективность выполнения организационно-управленческих задач реализации отмеченной программы будет оцениваться по степени выполнения расчетных показателей численности сельскохозяйственных животных, а также по достижению запланированных показателей производства молока, мяса и яиц в расчете на одного жителя муниципальных образований края.

Как внесение изменений и дополнений в отмеченные краевые закон и программу скажутся на развитии животноводства Успенского района? На этот и другие вопросы отвечает и.о. главы Успенского района Г.К.Бахилин.
— В последние два-три года экономическое состояние животноводчес­кой отрасли АПК Успенского района стабильное. В частности, рентабельность производства молока — 16-19 процентов, что, конечно, меньше, чем при выращивании растениеводческих культур, где этот показатель достигает 20-80 процентов.
Но растениеводство можно охарактеризовать как сезонную отрасль сельского хозяйства, где в ноябре полевые работы завершаются и возобновляются только в марте-апреле. Животноводчес­кая отрасль — круглогодичная и работа здесь не прекращается ни на одни сутки.

— Геннадий Клавдие­вич, почему в наших хозяйствах не хотят заниматься животноводством? Какие меры необходимо предпринять, на Ваш взгляд, для улучшения состояния этой отрасли?
— Сначала скажу, что есть мнение, что к агропредприятиям, занимающимся животноводством, —
отметил и.о. главы, — необходимо применять льготное налогообложение. Но эту проблему, согласитесь, можно решить только на федеральном уровне. В Успенском районе молочное животноводство сейчас рентабельное, а мясное — убыточное. Почему? В первую очередь из-за небольшого количества скота мясных пород в хозяйствах. Понятно, что чем больше объем производства — тем ниже себестоимость произведенной продукции, а чем ниже себестоимость — тем выше и рентабельность. К примеру, если в ООО «Агрокомп­лекс «Успенский» содержат всего около 400 голов мясного скота, то себестоимость производства мяса здесь 138-140 рублей за килограмм живого веса, а цена его реализации — 90-100 рублей.
Если в этом хозяйстве значительно увеличат поголовье скота, то и себестоимость производства мяса будет значительно ниже. Отмечу, что благодаря поправкам, внесенным законодателями края в отмеченные краевой закон и программу, хозяйства района, у которых в аренде более 100 гектаров земли краевой собственности, обязательно будут заниматься развитием местного животноводства.

Согласно упомянутой краевой программе, для каждого землепользователя района, у которого в аренде более 100 гектаров фондовской земли, определены и доведены к исполнению данные о необходимом количестве скота, птицы на период с 2015 по 2018 годы или объем производства кормов для сельхозживотных. Проблем с реализацией кормов в районе нет. Часть их можно реализовать на еженедельной субботней ярмарке в райцентре, а также поставлять в специализированные торговые точки, которые есть в каждом сельском поселении. Если у сельхозпроизводителя есть возможность, то он может продавать корма самостоятельно.
— Геннадий Клавдиевич, поставленная задача, понятно, носит стратегический характер. Если можно, расскажите немного конкретнее, какое участие хозяйства и фермеры нашего райо­на примут в претворении в жизнь отмеченного краевого закона и программы развития животноводства?

— Со всеми землепользователями будут заключены дополнительные соглашения, благодаря чему поголовье скота в районе значительно увеличится. Отмечу, что ранее мы уже провели пять встреч с владельцами земельных наделов, в ходе которых этот вопрос был подробно обсужден. Все необходимые данные по развитию животноводства доведены и до руководителей хозяйств. В частности, в ООО «Агрофирма «Агросахар» по дополнительному соглашению должны содержать 1 тысячу голов крупного рогатого скота или продавать корма для районного животноводства. Значительно увеличивать поголовье скота придется и в ООО «Агрокомплекс «Успенский». Но эта проб­лема здесь вполне решаемая. В других хозяйствах головного холдинга есть крупный рогатый скот, который можно перевести в агрокомплекс.

В ОАО «Марьинское» количество скота увеличивать не надо. Аналогичное положение и в ООО «Агрофирма «Агросахар-2». В ООО «Кубань-Маламино», где 258 гектаров фондовской земли, будут реализовывать корма населению, что делали и в предыдущие годы. В ОАО «Мичуринское», где в аренде более 2 тысяч гектаров земли краевого подчинения, в магазине, где продают яблоки, планируют реализовывать и корма для ЛПХ, объем производства которых для этого хозяйства значительный — несколько сотен тонн.
Согласно краевой программе, на конец текущего года в хозяйствах всех форм собственности района должны содержать 13090 голов крупного рогатого скота (в том числе 5236 коров), 1480 голов птицы и 14400 голов овец. В 2018 году это поголовье необходимо увеличить до 15750 голов крупного рогатого скота (в том числе 6300 коров), 1500 свиней, 2379 голов птицы и 15327 овец.

На 1 января 2016 года в районе должно быть 5236 коров, в том числе 830 — в сельхозпредприятиях и 4400 — в малых формах сельхозпроизводства, а в 2018 году дойное стадо необходимо увеличить до 6300 голов, в том числе 4500 в ЛПХ и КФХ.
Словом, если еще конкретнее сказать, в расчете на одного жителя района местным аграриям необходимо производить на конец текущего года: 935,4 килограмма молока, 424 килограмма мяса и около 406 штук яиц, в 2018 году эти показатели должны, соответственно, увеличиться до 1133,2 килограмма, 641,1 килограмма и 495 штук.
К завершению срока реализации этой программы, срок действия которой определяется 2015-2018 годами, в нашем районе необходимо увеличить производство: до 46,3 тысячи тонн молока, 26,3 тысячи тонн мяса и 20,2 миллиона штук яиц.

— Геннадий Клавдиевич, возможно ли в запланированные сроки такое значительное наращивание поголовья скота и увеличение производства сельхозпродукции?
— Плановые задания по количеству скота и птицы, а также по продуктивнос­ти сельхозживотных на 2015-2018 годы доведены также до администраций сельских поселений района. Отмечу, что они вполне выполнимые. Задел для этого есть. По сравнению с девяностыми годами годовой надой на фуражную корову увеличился в более чем два раза и сейчас этот показатель составляет 7300 килограммов. Среднесуточные привесы крупного рогатого скота за этот период возросли с 400 граммов до 600 граммов. Благодаря Успенской откормочной площадке бройлеров Белореченской птицефабрики в районе не будет проблем с ростом птицепоголовья и прирос­том производства мяса.
Приведу такие данные. В девяностые годы только в сельхозпредприятиях Успенского района содержали более 22 тысяч голов крупного рогатого скота, а сейчас у фермеров и в хозяйствах — 4400 голов, что в пять раз меньше, а большая часть скота, в том числе коров, сейчас находится в личных подсобных хозяйствах.

В то время в сельхозпредприятиях района было 6873 коровы, а сейчас в хозяйствах всех форм собственности (кроме ЛПХ) их всего 2303. В наших колхозах и совхозах в девяностые годы на СТФ содержали 21 тысячу голов свиней. Сейчас свиноводством сельхозпредприятия не занимаются. Овец было 53 тысячи. Но с начала девяностых овцепоголовье в районе с каждым годом уменьшалось, хотя в восьмидесятые годы овец содержали более 100 тысяч голов. Сельскохозяйственные угодья в районе с тех пор не уменьшились, а поголовье скота значительно сократилось. Практически во всех сельских поселениях благодаря краевой и районной власти появились культурные пастбища, что имеет большое значение для развития животноводства в ЛПХ и наращивания здесь продуктивности скота. Нашим аграриям необходимо исправлять это положение, которое сложилось с животноводством в коллективных и фермерских хозяйствах, и вносить значительный вклад в импортозамещение животноводческой продукции.

Поблагодарив Геннадия Клавдиевича за подробные и обстоятельные ответы, отметим, что Кубань это не только форпост продовольственной бе­зопасности страны, но и главнейший регион России в претворении в жизнь федеральной программы импортозамещения сельхозпродукции, что ответственно и почетно. Тем более, что в апреле текущего года федеральное министерство сельского хозяйства возглавил один из инициаторов импортозамещения в нашей стране, бывший губернатор края А.Н.Ткачев, много сделавший для того, чтобы Кубань стала крупнейшей и главной житницей России.
С.СЕРГИЕНКО.
Фото из архива редакции.

от admin

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.