— Я родилась и выросла в этом доме, здесь крестилась, здесь вышла замуж, все здесь! И хозяйство мне досталось от мамы, и научила меня за животными ухаживать она с детства. Теперь вот дочка моя выросла, и внуки привыкают быть хозяевами, — начала рассказ о своей семье Галина Ивановна Иващенко. — В семье у нас были коровы и овечки, а я вот вместо овечек козочек завела. Брат заболел бронхиальной астмой, и нам посоветовали поить его козьим молоком. Три года мучились, но вылечили. А на этот продукт вся наша семья «подсела». Даже внучок маленький! Даешь коровье молоко — выплевывает, предлагаешь козье — от бутылочки не оторвать…Продукцию семья Галины Ивановны сдает на переработку в станицу Николаевскую. Козье молоко пьют сами и угощают им друзей и близких. Есть еще у них на подворье куры, гуси, утки. Все мясо идет в семью: часть — в Армавир, где живет с супругой и шестью детьми сын Александр, остальное остается дома, где тоже проживает восемь человек — хозяйка с супругом, дочка с мужем да четверо малышей.
— Вот решили продать бычка, чтобы внуков к школе собрать. Что ни говори, это хорошее подспорье, когда есть во дворе хозяйство. Я вот коз люблю. Их у нас четыре, все простые, непородистые. Сейчас четыре литра молока дают, а когда зелени вдоволь, то каждая — по полтора литра! Они такие умницы!.. А дочка моя с детства лошадей обожает. Ей всего три годика было, когда заявила нам с отцом: «Хочу ушастика!». Мы ей ослика купили. «Нет, не то!», — говорит она. Успокоилась только тогда, когда выполнили ее желание. Так с тех пор с лошадьми и не расстается, — рассказывает Галина Ивановна. — Кобылка-то ее была такая хитрая! Бывало, посадим в седло кого-нибудь из детишек покататься, так она без конфетки с места не тронется. А слопает сладенькое, прокатит метров десять и опять станет: «Конфетку давай!». Отдали мы ее знакомым вместе с жеребенком (они попросили после того, как волки их лошадь задрали). Им сейчас она нужнее. А у нас ее сынок теперь детишек катает.
Одна из внучек хозяйки согласилась на фото-сессию. Быстренько нарядилась в платьице и бегом… к лошадке. Вернее, к добрейшему жеребцу по кличке Виват. И только потом степенно представилась: Виктория Витальевна Быкова!
Тем временем к домику подрулила легковушка, из которой выпорхнула, казалось, хрупкая девушка-подросток.
— Ну вот и моя Вера Сергеевна приехала. О своих лошадках она расскажет сама, а мне пора внуку кашу варить, — прощается с нами Галина Ивановна.
— К лошади нужно подходить с этой стороны, фотографировать под этим ракурсом, тогда кадр получится удачным, и животное будет выглядеть эффектно, да и для человека съемка будет безопасной, — сразу берет бразды правления в разговоре Вера.
— Кроме простых лошадей у меня уже есть три породистых, но фотографировать мы их будем только после того, как возьмем первый приз на скачках в Краснодаре, — уверенно заявляет хозяйка. — Кто жокей? Я — жокей. Кстати, профессиональный. Уже два курса Курганинского техникума по специальности «Жокей-тренер» пройдено. И параллельно освоена профессия ветврача. Подковываю тоже сама.
Лошади — необычайно благородные животные. Знаете, ко мне подростки приходят тренироваться лет с двенадцати-четырнадцати. Самый серьезный возраст. Иной начнет пальцы веером заворачивать: «я» да «я». А пообщается с лошадкой, и куда все девается! Нормальный ребенок. И нормально вести себя может. Многие из моих учеников прошлых лет нашли себя в профессии благодаря занятиям. Кристина Быхкало, например, сейчас в Германии проходит практику в конноспортивном комплексе. Говорит, ей не стыдно перед немецкими специалистами ни за наше образование, ни за наш спорт, ни за наших лошадей. А мне не стыдно за своих учеников. И я рада буду, если их станет еще больше. Пусть приходят. Денег за это никто не возьмет, а здоровья, доброты и человечности лошади подарят каждому столько, сколько ни один врач или психолог дать не смогут. Это же ушастики мои!..
Т.ПАНАРИНА.
Фото Е.Мерзлякова.