Семерых детей воспитали Александра Ивановна и Михаил Васильевич Цвидовы. Двое старших — Николай и Любовь — дети войны. Валентина, родившаяся в 1945-м, —
ребенок Победы. А уже Владимира, Веру, Зою и младшую Елену можно назвать детьми мира, хоть и не установили пока у нас в стране такую категорию. Выросшие и получившие образование, они создавали свои семьи, радовались появлению в них ребятишек. И сейчас уже Валентина Михайловна и Вера Михайловна с гордостью говорят о том, что у ветерана Великой Отечественной войны, отца и деда-прадеда Цвидова, народилось 14 внуков, 17 правнуков и 6 пращурят. И с благодарностью вспоминают о родителях, научивших сыновей и дочерей ценить и создавать семейный уют, держать данное слово и крепко любить Родину.
— Папа наш был добрым и отзывчивым человеком, никогда никого не обижал, — говорит Валентина Михайловна Фоменко. — Очень ценил жизнь, жил ради семьи. Где какую копейку заработает, старался нам принести. Не пил, не гонял, как некоторые другие. Семья была очень дружная. Жила вместе с нами еще и парализованная бабушка, так мы долго даже и не знали, чья это была мама: настолько хорошо к ней относился папа, что мы думали — это его мать…
Красноармеец Михаил Васильевич Цвидов был призван на фронт в августе 1941 года. Верно служил Отечеству в составе 56-й стрелковой дивизии. Но недолго довелось ему воевать с фашистами. В марте 1942-го он получил тяжелое осколочное ранение левого плеча. С 27 июня того же года после продолжительного лечения в госпитале рядового Михаила Цвидова комиссовали из армии по состоянию здоровья. Руку сохранить врачам удалось, но вот только осталась висеть она плетью: все научился делать бывший фронтовик одной рукой. Причем, справлялся с любой работой не хуже здоровых земляков.
— Может быть, и не стоит здесь рассказывать о том, что папе, зная его щепетильность в делах, поручали самую тяжелую работу, —
продолжает Валентина Михайловна. — Скот им с мамой дали выхаживать от колхоза уже такой, который не поднимался. И они его выхаживали, стараясь кормить строго по режиму и разнообразить, по-возможности, рацион (вместе со скотом выдавали лишь немного сена, которое для хранения поднимал папа сам на потолок). Мы, дети, конечно же, помогали родителям.
Маламинские старожилы помнят Михаила Васильевича еще и как бессменного паромщика. Было когда-то в Маламино и такое плавсредство, которое использовалось для перевозки людей, автомобилей, телег и скота с одного берега Кубани на другой. Как правило, переправлялись по делам хозяйственным. В совхозе была пилорама, а в Николаевской — мельница, на которую возили для помола зерно.
Перерыва в этой работе не было. А для коротких передышек был оборудован паромщиком на берегу шалаш.
— Туда мы папе еду приносили, — говорит В.М.Фоменко. — Мама всегда ему собирала что-нибудь в узелок, хотя есть в ту пору было особенно нечего. Бывало и так, что пока мы с сестрой добежим до парома, то съедим всю картошку, что папе на обед полагалась. Отдаем одну воду… Но он все равно нас хвалил: «Вот какие у меня дочечки молодцы! Сейчас я вам копеечку дам!». А мы, довольные, как чесанем наверх за монпасейкой!.. И не было ничего в жизни вкуснее этой маленькой простой конфетки.
Паром ходил через Кубань примерно до середины шестидесятых: его сорвало во время случившегося наводнения. Осталась для переправы только лодка. После этого М.В.Цвидов перешел работать ездовым на ферму — возил на бричке молоко на молзавод, а возвращался уже с обратом.
Доброту, упорство и ответственность передал бывший фронтовик в наследство и своим детям. И не уставал повторять им о том, что знания в жизни всегда пригодятся.
— Папа нас заставлял учиться, — вспоминает уже Вера Михайловна Страшко. — А мы под любым предлогом старались остаться дома, где было тепло и уютно от родительской любви. Я после школы поступила в Краснодаре в педучилище. Но приехала домой и, плача, пыталась объяснить, что так далеко от семьи я учиться не буду… Как же меня папа ругал! «Я тебя сейчас пешком погоню в Краснодар! — говорил он. — Видишь, какой я стал… А был бы грамотный, нашел бы работу полегче». И убедил. Правда, в Краснодар я все-таки не вернулась, закончила Ставропольское культпросветучилище — ближе к дому.
А еще приучил своих детей М.В.Цвидов ни в коем случае не полагаться на русское авось. Они, с юных лет усвоив, что человек сам кузнец своего счастья, постарались так воспитать и своих ребятишек: если дал слово — это гранит; если чего-то хочешь добиться — полагайся на свои силы и не жди манны небесной, да не забудь обиходить землю-кормилицу.
— Огороды мы все и сейчас держим, — поясняет Вера Михайловна. —
Там растет всё, что на стол каждый день подать необходимо. У каждого из нас разбит хороший сад. Даже у братьев и сестры, которые живут в Невинномысске, у всех есть дачи, где они выращивают такой же ассортимент овощей и фруктов, что и у селян. Ну, а если чего не хватает, или год неурожайный выдался, мы всегда с ними с радостью поделимся.
…Михаил Васильевич ушел из жизни в октябре 1986 года. Смотрит с небес на своих убеленных сединами детей и Александра Ивановна. А они, уже сами ставшие бабушками-дедушками, бережно хранят память о родителях, старые фотографии и отцовские награды: орден Отечественной войны I степени и юбилейные медали.
С.ПАВЛОВА.
Фото Е.Мерзлякова.