Проходя или проезжая мимо двора Татьяны Александровны Курганской по улице Ленина села Успенского, невольно порадуешься трудолюбию хозяйки и умению окружать себя красотой. А как же иначе? Ведь здесь в любое время все цветет и благоухает. Даже сейчас, когда природа окрасилась в серые и коричневые цвета, это подворье украшают целые «букеты» дубков, хризантем — бордовые, розовые, желтые, белые.

— Полюбуйтесь на эти «шарики» — у меня несколько таких низкорослых сортов хризантем. Это вы поздно к нам приехали, сейчас только они у меня и остались. А буквально месяц-два назад не было ни одного свободного от цветов места — и сен­тябрёк, и сальвия, и ромашка, и розы, и другие, —
рассказывает хозяйка.
Цветы Татьяна Алек­сандровна любит страстно, они у нее украшают территорию за двором, возле дома, на огороде. Даже на окнах разместились десятки комнатных растений. И большинство из них — цветущие. Любимое занятие забирает практически все свободное время. Кто-то в феврале еще и не думает выходить на участок, а Татьяна Александровна уже рыхлит клумбу перед окнами. В руках у нее — специальный садовый инструмент. Обычной тяпкой здесь ничего не сделаешь, ведь каждый сантиметр занят многолетниками. Нужно не повредить тюльпаны, нарциссы, гладиолусы, лилии и другие любимцы. Соседство различных растений у разумного цветовода строится таким образом, чтобы один вид не мешал другому, а, наоборот, дополнял, помогал.
К Т.А.Курганской часто обращаются с просьбой поделиться теми или иными цветами. Никто из знакомых не услышал отказа или просьбы оплатить приобретение: «Я ра­дуюсь тому, что еще где-то в нашем селе станет красиво!». И это понятно, ведь наша героиня не просто сидит на пенсии, она ведет активный образ жизни, являясь руководителем ТОС на данном участке. А он у Татьяны Александровны — немаленький. Недавно к улице Ленина (от пекарни и до сахарного завода) добавили еще и домо­владения на Поповского, Колхозной. Приходится довольно часто совершать подворовые обходы, говорить жителям о благоустройстве, уборке мусора, напоминать о предстоящих выборах, уплате налогов, пожарной бе­зопасности и многое другое. И как тут отказать, если кто-то из знакомых попросит подарить понравившееся растение? Ведь это способствует тому, что на участке будет больше благоустроенных подворий.
Но цветоводство — это лишь одна сторона медали. Вторая связана с садоводством и огородничеством. Энергичной хозяйке есть где развернуться на десяти сотках. «Мы еще только ждем первого урожая, а соседка уже заготовки на зиму делает!» —
удивляются жители. А какой красивый у Татьяны Александровны молодой сад!
— Большая часть деревьев пострадала во время весеннего паводка 2014 года, — объясняет «квартальная». — Пришлось восстанавливать. Это яблонька, вот груша, а это черешни, дальше три персика. На красной облепихе сорта «Даурская», купленной в Армавире, еще висят ягодки. А это мои кустарники. Они любят солнышко и полив.
У хозяйки не пус­тует ни один квадратный метр участка. По-над дорожкой разместились кусты черной и красной смородины, рябина, крупная культурная малина, а вот участок с клубникой. Дальше видим ёшту и несколько кус­тов ежевики. В винограде хозяйка отдает предпочтение районированным белым ранним сортам. Большая часть земли уже вскопана, вспахана и подготовлена к весенним работам. Ведь зима пролетит незаметно…
Даже зная, что Т.А.Курганская находится на пенсии, не устаешь удивляться ее энергичности. На вопрос «Когда находите время? Как все успеваете?», она отвечает просто: «С детства приучена к труду».
Судьба родителей нашей «квартальной» складывалась непросто. Маме, когда та была молоденькой девушкой, отрезало обе ноги поездом. Поспешила она спрыгнуть из вагона на перрон, а состав резко дернулся. Осталась у нее одна дорога — в Дом инвалидов. И это в 19 лет, заботиться об Оле было некому: мама умерла, а у отца была другая семья. Уже в казенном учреждении Ольга Дмитриевна позна­комилась с будущим супругом и отцом дочери —
Александром Филипповичем.
Маленький Саша рос здоровым и крепким мальчиком, улыбчивый карапуз радовал отменным аппетитом. В свои три года он весил больше сверстников и обязательно должен был вырасти богатырем. «Сынок, давай я тебе Москву покажу!» — взял отец парнишку двумя руками за голову. Многие помнят эту забаву, от которой и шея, и уши болят. А вот для Александра итогом стало повреждение позвоночника. У мальчика вскоре начал расти горб. Некоторое время он еще ходил самостоятельно, а потом передвигался в инвалидном кресле. Так А.Ф.Грешный познакомился со своей будущей женой в специальном учреждении для людей с ограниченными возможностями по здоровью.
А потом молодые люди сыграли свадьбу. Жили они в небольшой хатке на Ставрополье — в селе Октябрьском Ипатовского района, обустраивали быт, с нетерпением ждали рождения первенца. Пос­ле появления на свет Танечки отец прожил лишь три месяца. Когда его не стало, мама девочки осталась одна с младенцем на руках. Пенсия у нее была минимальная — 30 рублей. Выплачиваемых государством денег с трудом хватало на продукты, поэтому молодая мама и старалась посадить огород. Ползком передвигаясь между грядками, она полола бурьяны, обрезала невысокий виноградник. В итоге выращенных овощей хватало и ей, и ребенку. Конечно же, доставалось забот-хлопот и Танюшке. Она лет с пяти уже уверенно пилила с матерью дрова двуручной пилой.
— Помню, как болели руки, как не получалось ровно тянуть инструмент. А помочь нам было некому. Приходилось через силу, через слезы выполнять работу, — вспоминает Т.А.Курганская. — Помогала и хату мазать. Мне доставался весь верх, а мама внизу трудилась.
А потом они вмес­те копали подвал. Танечка-тростиночка с ножками-спичками набирала землю в ведерко, его потом за веревку поднимала мама и ползком оттаскивала от ямы. Идут по улице мужики, увидят эту берущую за душу картину, помогут. Уйдут — и вновь мама с доченькой работают сами. А уж когда начали накрывать вырытую яму, то немало слез пролили. Не было у них ни нужного материала, ни сил, ни знаний. Найденные ветки крепили, как получится, сверху траву клали, а потом черепицу. То ссунется, то перекосится. Как же быть? Увидели знакомые и соседи, как му­чаются калека с малышкой, собрались, разобрали чудо-сооружение и смас­терили все заново, крепко, на совесть.
Дочь Ольга Дмитриевна держала в строгости, да та и не была избалованной. В школе училась хорошо, после окончания 10 класса поступила в училище, где получила специальность продавца. Ехать куда-то дальше родного района не было денег, пришлось выбирать из того, что есть. Ну, а потом у нашей героини судьба складывалась так же, как и у всех девушек —
замужество, дети, работа. Только любимую маму она не оставляла одну. Со Ставрополья перебрались в село Успенское, где купили дом. Сначала Татьяна Александровна работала продавцом, потом недолго была заведующей магазина. Далее перешла на сахарный завод помощником аппаратчика, а через два месяца уже сама варила готовый продукт. Так до пенсии, более 23 лет, и трудилась на одном месте.
Выросли дети — доченька Елена и сынок Евгений. Они уже подарили маме четырех внучат. Старшенькие умницы и красавицы Аня, Яна и Олеся —
уже школьницы, а кудряшечке-Владиславу только пять лет исполнилось. Они часто навещают Татьяну Александровну. Девочки проводят у нее все выходные и каникулы. Именно для них наша героиня и старается вырастить на своем участке побольше ягод, фруктов, чтобы обеспечить детвору всем необходимым. Ну, а те с радостью дегустируют и свежую продукцию, и соленья-варенья.
Ю.АНДРЕЕВА.
Фото Е.Мерзлякова.

от admin

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.