Еще свежи в памяти события, связанные
со сбитым российским бомбардировщиком
Су-24.
Тот страшный факт
в нашей стране
был воспринят однозначно —
это подлость турецкой стороны,
удар в спину
пособников террористов.
Интересную закономерность смог проследить наш селькор из села Успенского В.Н.Семенов, вспомнив события столетней давности, когда Турция так же, как и сейчас, непорядочно поступила в отношении нашей страны.
Сегодня мы публикуем рассказ Виктора Николаевича, основанный
на воспоминаниях его дедушки — казака А.Х.Чекунова.
Во второй половине 1914 года турецкое правительство вынашивало планы завладеть побережьем Черного моря, принадлежащим Российской империи. Тайком, несмот­ря на дружеские отношения с нашей страной, Турция стала наращивать военные силы вдоль Кавказской границы с Россией.
Следует напомнить и тот факт, что в ходе Первой мировой войны Российская и Османская империи оказались в противоборствующих лагерях. Первая входила в Антанту, вторая — в Четверной союз, что и предопределило конфликт между государствами.
Уже 29 октября 1914 года Турция вероломно начинает войну. Ее эскад­ра военно-морских сил под нашим флагом заходит в территориальные воды России, где начинает обстрел кораблей, Одессы, Феодосии, Севас­тополя, Новороссийска. Это был первый «удар в спину» дружеским отношениям с Россией. (Второй мы испытали в 2015 году, увидев кадры сбитого турками самолета на границе с Сирией).
2 ноября 1914 года был оглашен Манифест Николая II об объявлении вой­ны с Турцией. Первыми перешли границу бойцы Кубанских казачьих дивизий и уже к концу месяца заняли значительную территорию противника. Наши доблестные земляки, в основном из населенных пунктов правобережья Кубани, служили в 1-й Казачьей кавказской дивизии, которая действовала на главном направлении атаки.
В боях за взятие Сарыкамыша, Эрзерума отличившихся в сражениях казаков наградили Георгиевскими крестами. Одним из тех многочисленных героев-казаков был мой родной дедушка — Алексей Хаустович Чекунов, уроженец станицы Убеженской.
Мне посчастливилось в течение 30 лет жить и общаться с этим легендарным казаком. И память сохранила некоторые наши с ним разговоры, самые интересные эпизоды. В основном они касались его боевого пути, событий 1914-го года.
Алексей Хаустович, например, рассказывал мне о том, что снабжение продовольствием и фуражом дивизии по суше было затруднено, доставка необходимого шла по морю. Говорил он и о том, что попал в число той сотни, которая в один из дней разгружала суда и перевозила в дивизию на пятидесяти телегах полученные товары. Местность в тех местах была гористая. Небольшие группы вооруженных турков постоянно нападали, бывало, даже захватывали отдельные повозки с продовольствием. В одном из таких столкновений сотника (командира) серьезно ранили. Старший урядник (свояк моего дедушки) Петр Клемёнкин взял руководство на себя. Посоветовался с дедом о том, что делать дальше. Можно идти вперед и рис­ковать обозом или предпринять другие действия. Тогда дедушка предложил вернуться назад к морю и вызвать подкрепление. В итоге за находчивость и умение сохранить обоз Петра Григорьевича Клеменкина наградили Георгиевским крестом 3-й степени, а дедушке вручили такую же награду 4-й степени.
В памяти всплывают и другие рассказы казака. Меня, например, очень смешил вот этот. Казаки всегда выбирали места для ночлега под защитой лесных массивов или возвышенностей. Укладываясь отдыхать, мужчины снимали сапоги, заворачивались в бурку, сбрую клали под голову. Дедушка всегда добавлял, что по ночам выли шакалы, и это было похоже на смех станичных девчат. Видимо, сильно скучали казаки за домом, малой родиной. Вот и вспоминали тех, кто их там любит и ждет. Но шакалы нередко становились и причиной курьезных случаев. Звери объедали кожаные ремни на сбруе и даже «воровали» сапоги.
Интересными были и рассказы о системе воспитания детей, принятой в станице. Малыш, например, считался казаком, а значит и мужчиной, с того момента, как смог поднять шашку.
Бывало, сидим с Алексеем Хаустовичем на печи и играем в «войну с турками». Дед сворачивает шерстяные носки в трубочку: белые — это наши казаки, черные — турки. С гиканьем и свистом перемешиваем их и кричим: «ВРА!!!» (УРА!). Это значит, что победа за Россией! Потом поем песню «Ты винтовка, друг мой верный!». Помню и то, как нам с восьмилетним братом, а мне тогда было уже двенадцать, доверили охотничье ружье «Берданку» и несколько патронов. Гордые и счастливые мы пошли на охоту в район хутора Новенького.
Самой дорогой семейной реликвией для меня является кубок, на котором изображен юный Алексей Николаевич (с одной стороны), вокруг снимка — надпись «Атаман всех казачьих войск», герб России — двуглавый орел (с другой), внизу идут надписи «За отличную стрельбу» и «1-й Кавказ. каз. дивизиi». Его лично вручал отличившимся казакам император. Кубок был наполнен вином, его бойцы выпивали за процветание Родины. Среди отличившихся стрелков, удостоенных такой чести, был и мой 23-летний дедушка. Позже он передал кубок мне на память.
В завершение хочется сказать о том, что еще живы потомки, которые лично общались с казаками-участниками войны 1914 года, и их даже в нашем Успенском районе немало. Не мешало бы местной казачьей организации начать с ними активно общаться, чтобы потом привлекать к воспитательной работе с молодежью.
В.СЕМЕНОВ.
Фото из архива семьи Семеновых.

от admin

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.