В рамках проведения Года Российского кино
в Успенском районе директор учреждения «Иллюзион» Е.Н.Сметанина побывала в гостях
у ветеранов районной кинофикации.
Рассказ супругов Турулиных,
давших видео-интервью Елене Николаевне,
предлагаем и читателям «Рассвета».
В станицу Убеженскую молодые специалисты-киномеханики второй категории Александр и Раиса Турулины приехали в марте 1970 года по распределению Лабинского техникума. Позади остались годы учебы, походы на Шедок, танцевальные вечера, студенческая свадьба. В семейном альбоме до наводнения 2002 года хранилась фотография с надписью «Последний рубль!», которая запечатлела заветную рыжую бумажку и два блюдечка с растительным маслом и солью. Такие студенческие завтраки из горбушки с солью и маслом были частыми между стипендией и продуктовым набегом к маме.
По правилам тех лет дипломы молодым специалистам выдали только через несколько месяцев работы. Привез их старший киномеханик Успенской районной киносети Л.Рудоманов, вручал же —
директор районного учреждения В.П.Судаков.
Зарплата в 65 рублей у Александра и 62 рубля 56 копеек у Раисы недавним студентам казались «царским подарком». А ведь были еще премиальные за перевыполнение плана! Каждая киноустановка ежемесячно получала репертуарный план и финансовое задание. Фильмы в район поступали из фондов Армавирской кинобазы и затем распределялись по территории.
— Бывало, когда запускался в прокат «кассовый» фильм, коробки с пленкой курсировали между Убеженской, Веселым и Николаевской прямо в ходе показа. Одна часть открутилась и поехала в соседний населенный пункт, затем вторая. И так —
до конца фильма. Зато в один день новую ленту успевали посмотреть жители всего правобережья, —
рассказывает Александр Федорович.
Особенно популярными были в те годы индийские фильмы. Желающих попасть на сеанс было столько, что приходилось проводить по два показа в день. Пара таких лент легко могла дать месячный план по выручке. Рыдали земляки в зале, а потом неделю напевали всей станицей индийские мелодии.
Из советских фильмов больше всего любили картины о войне: «А зори здесь тихие», « В бой идут одни старики»… Когда же привозили «Тихий Дон», дома в станице пустели. Даже если сеанс заканчивался после полуночи, отыскать в зале свободное зрительское место было невозможно.
Когда же на смену старому оборудованию пришла новая чешская киноустановка, экран станичного ДК заиграл особенно яркими красками. И даже погрешности акустики старого зала, казалось, не были так заметны. Первый фильм на новой установке запомнился не только зрителям, но и самим работникам кино. Это было «Золото Маккены».
Раиса Васильевна, уступив супругу должность киномеханика, совмещала обязанности помощника киномеханика и кассира. А в свободное время еще и пела в колхозном хоре и даже играла на электрогитаре в местном ВИА.
Билеты стоили 20 копеек для взрослых и 5 копеек для детей. Фильмы крутились через день в Убеженской и на хуторе Новеньком, устраивались также сеансы кинопередвижки у магазина в восточной части станицы. Особенно любил Александр летние «кутанские» дни. (Кутан — это старое название хутора Новенького). Запустив пленку в аппарат и доверив «передвижку» местным пацанам, киномеханик и водитель, ветеран Великой Отечественной войны А.И.Бабкин отправлялись на Кубань. До окончания сеанса успевали отдохнуть и накупаться досыта. Опасаться, что кто-то попадет в кино «зайцем» не приходилось. В кинозал, на площадки под открытым небом попасть без билета было непростительно. В долг — пожалуйста, если с деньгами туго. Но пройти обманом было для жителей ниже собственного достоинства.
Вместе с другими молодыми специалистами станицы в начале восьмидесятых Турулины получили квартиру в благоустроенном коттедже. Здесь выросли их дети, сюда любят приезжать внуки. Их у Раисы Васильевны и Александра Федоровича уже пятеро.
— Когда у нас гостят внуки, в том числе и из Славянска-на-Кубани, мы сразу забираем у них всякие планшеты-смартфоны. И не отдаем, пока домой не соберутся. Дети должны в речке купаться, на улицах играть, в огороде пробу с ягод снимать, а не сидеть, уткнувшись в свои «гаджеты», — смеется Раиса Васильевна.
Возвращаясь мыслями к эпохе М.Горбачева, Александр Федорович и Раиса Васильевна темнеют лицами. В одночасье ударники социалистического труда, лучшие киномеханики района были уволены за ненадобностью. Даже вымпел, красовавшийся на стене кинооператорской много лет, уехал в неизвестном направлении. Пришла эпоха видео… Трудовой путь до выхода на пенсию Александр Федорович заканчивал на поливных сооружениях в колхозе, а Раиса Васильевна — поваром в станичном детском саду.
В их доме пахнет свежей краской. Комнаты типовой одноэтажки поэтапно превращаются в комфортабельное жилье, не уступающее по красоте убранства домам героев современных телевизионных мелодрам. Правда, современные фильмы Турулины смотреть не могут.
— Ненастоящее там все. Раньше картины снимали в павильонах, затем озвучивали. Режиссура и актерская игра были совсем другими. А сейчас, особенно в новых версиях старых фильмов, смотреть не на что, — делится впечатлениями Александр Федорович. — Одно слово —
коммерческие проекты…
Известие о том, что в масштабах всей страны началась работа, направленная на возрождение кино, как и визит директора районного кинотеатра, супруги приняли с доброй улыбкой повидавшей жизни мудрости. Но если в станичном Доме культуры вновь появится киноустановка, дали безоговорочное согласие научить пару молодых ребят азам профессии.
Т.ПАНАРИНА.
Фото автора.