В рамках проведения Года Российского кино
в Успенском районе директор учреждения «Иллюзион» Е.Н.Сметанина побывала в гостях
у ветеранов районной кинофикации.
Рассказ суп­ругов Турулиных,
дав­ших видео-интервью Елене Николаевне,
пред­лагаем и читателям «Рассвета».

В станицу Убеженскую молодые специалисты-киномеханики второй категории Александр и Раиса Турулины приехали в марте 1970 года по распределению Лабинского техникума. Позади остались годы учебы, походы на Шедок, танцевальные вечера, студенческая свадьба. В семейном альбоме до наводнения 2002 года хранилась фотография с надписью «Последний рубль!», которая запечатлела заветную рыжую бумажку и два блюдечка с растительным маслом и солью. Такие студенчес­кие завтраки из горбушки с солью и маслом были час­тыми между стипендией и продуктовым набегом к маме.
По правилам тех лет дипломы молодым специалистам выдали только через несколько месяцев работы. Привез их старший киномеханик Успенской районной киносети Л.Рудоманов, вручал же —
директор районного учреждения В.П.Судаков.
Зарплата в 65 рублей у Александра и 62 рубля 56 копеек у Раисы недавним студентам казались «царским подарком». А ведь были еще премиальные за перевыполнение плана! Каждая киноустановка ежемесячно получала репертуарный план и финансовое задание. Фильмы в район поступали из фондов Армавирской кинобазы и затем распределялись по территории.
— Бывало, когда запускался в прокат «кассовый» фильм, коробки с пленкой курсировали между Убеженской, Веселым и Николаевской прямо в ходе показа. Одна часть открутилась и поехала в соседний населенный пункт, затем вторая. И так —
до конца фильма. Зато в один день новую ленту успевали посмотреть жители всего правобережья, —
рассказывает Александр Федорович.
Особенно популярными были в те годы индийские фильмы. Желающих попасть на сеанс было столько, что приходилось проводить по два показа в день. Пара таких лент легко могла дать месячный план по выручке. Рыдали земляки в зале, а потом неделю напевали всей станицей индийские мелодии.
Из советских фильмов больше всего любили картины о войне: «А зори здесь тихие», « В бой идут одни старики»… Когда же привозили «Тихий Дон», дома в станице пустели. Даже если сеанс заканчивался после полуночи, отыскать в зале свободное зрительское место было невозможно.
Когда же на смену старому оборудованию пришла новая чешская киноустановка, экран станичного ДК заиграл особенно яркими красками. И даже погрешности акустики старого зала, казалось, не были так заметны. Первый фильм на новой установке запомнился не только зрителям, но и самим работникам кино. Это было «Золото Маккены».
Раиса Васильевна, уступив супругу должность киномеханика, совмещала обязанности помощника киномеханика и кассира. А в свободное время еще и пела в колхозном хоре и даже играла на электрогитаре в местном ВИА.
Билеты стоили 20 копеек для взрослых и 5 копеек для детей. Фильмы крутились через день в Убеженской и на хуторе Новеньком, устраивались также сеансы кинопередвижки у магазина в восточной части станицы. Особенно любил Александр летние «кутанские» дни. (Кутан — это старое название хутора Новенького). Запустив пленку в аппарат и доверив «передвижку» местным пацанам, киномеханик и водитель, ветеран Великой Отечественной войны А.И.Бабкин отправлялись на Кубань. До окончания сеанса успевали отдохнуть и накупаться досыта. Опасаться, что кто-то попадет в кино «зайцем» не приходилось. В кинозал, на площадки под открытым небом попасть без билета было непростительно. В долг — пожалуйста, если с деньгами туго. Но пройти обманом было для жителей ниже собственного достоинства.
Вместе с другими молодыми специалистами станицы в начале восьмидесятых Турулины получили квартиру в благоустроенном коттедже. Здесь выросли их дети, сюда любят приезжать внуки. Их у Раи­сы Васильевны и Александра Федоровича уже пятеро.
— Когда у нас гостят внуки, в том числе и из Славянска-на-Кубани, мы сразу забираем у них всякие планшеты-смартфоны. И не отдаем, пока домой не соберутся. Дети должны в речке купаться, на улицах играть, в огороде пробу с ягод снимать, а не сидеть, уткнувшись в свои «гаджеты», — смеется Раиса Васильевна.
Возвращаясь мыслями к эпохе М.Горбачева, Александр Федорович и Раиса Васильевна темнеют лицами. В одночасье ударники социалистичес­кого труда, лучшие киномеханики района были уволены за ненадобностью. Даже вымпел, красовавшийся на стене кинооператорской много лет, уехал в неизвестном направлении. Пришла эпо­ха видео… Трудовой путь до выхода на пенсию Александр Федорович заканчивал на поливных сооружениях в колхозе, а Раи­са Васильевна — поваром в станичном детском саду.
В их доме пахнет свежей краской. Комнаты типовой одноэтажки поэтапно превращаются в комфортабельное жилье, не уступающее по красоте убранства домам героев современных телевизион­ных мелодрам. Правда, современные фильмы Турулины смотреть не могут.
— Ненастоящее там все. Раньше картины снимали в павильонах, затем озвучивали. Режиссура и актерская игра были совсем другими. А сейчас, особенно в новых версиях старых фильмов, смот­реть не на что, — делится впечатлениями Александр Федорович. — Одно слово —
коммерческие проекты…
Известие о том, что в масштабах всей страны началась работа, направленная на возрождение кино, как и визит директора районного кинотеатра, супруги приняли с доброй улыбкой повидавшей жизни мудрости. Но если в станичном Доме культуры вновь появится киноустановка, дали безоговорочное согласие научить пару молодых ребят азам профессии.
Т.ПАНАРИНА.
Фото автора.

от admin

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.