Азамат Камбиев из аула Урупский Успенского района никогда не видел своего прапрадеда, Рамазана Алиевича Камбиева, даже на фото. Не осталось и воспоминаний о боевом пути Рамазана Алиевича, воевавшего в Первую мировую войну, огненной колесницей пронесшейся по душам и судьбам наших предков — жителей Кубани.

Ни в коей мере мы не беремся оценивать саму военную кампанию и ее политические последствия.
— Для всех нас важнейшим итогом Первой мировой, — как отметил глава муниципалитета Г.К.Бахилин, — можно считать рождение новых героев Отечества среди народов разных вероисповеданий, сплотившихся в смертельной схватке с общим врагом государства Российского.
Геннадий Клав­диевич возглавлял районную делегацию на открытии новой достопримечательности в Краснодаре — памятника «Славным сынам Отечества, героям Первой мировой войны». Монумент казаку и горцу, братьям по оружию, установленный по инициативе депутатов Законодательного Собрания, на средства, собранные самими парламентариями, предприятиями и организациями, неравнодушными гражданами, уже назван символом новой Кубани. А еще он стал отличным стимулом не только для участников торжественной церемонии открытия скульптурной композиции, но и для всех нас, чтобы больше узнать о своих корнях, своей родословной.
— Мне очень горец понравился, так похож! — поделился Азамат своими впечатлениями. В этом горце он увидел черты своих далеких предков —
мужественных воинов, для которых отвага и честь были главным смыслом жизни.
Неоценимую услугу нам оказал председатель совета ветеранов аула Урупский А.Г.Огурлов. Он передал список, составленный по воспоминаниям старожилов с фамилиями и именами аульчан, в котором, кроме Р.А.Камбиева, есть много других имен и фамилий (данные об отчествах и некоторых именах частично отсутствуют): Абдулах Бамбетов, Канамит Накарович Шумафов, Мос Тлеужев, Гисса Паухович Тлеужев, Батыр Тлимафович Малахов, Апрам Накарович Шумафов, Рамазан Алиевич Камбиев, Хабирам Макаович Сетов, Батыр Пицуович Пшенахов, Шахобечь Хачмафов, Схаткериевич Хаджалов. Есть в списке и Джамбор Пшифесович Огурлов — дед Асмана Гумеровича. Буквально чудом сохранилось и старое фото. Чудом, так как долгое время подобное родство вызывало не чувство гордости за мужественных предков, а смертельный страх за жизнь своих родных и близких.
Уникальная находка нас ждала и в музее школы №9 аула Урупский. Заведующая школьным музеем учитель А.З.Машбашева показала хорошо сохранившееся письмо с фронта. Многие наши земляки еще помнят, как ждали таких писем от своих родных с полей сражений Великой Отечественной войны. Только эта весточка прилетела из еще более далекого 1915 года! Письмо хорошо сохранилось благодаря тому, что многие десятилетия лежало в священной книге — Коране. А передал его в музей бывший выпускник этой школы Рашид Куров. Послание мы приводим с сокращениями и привычными знаками препинания:
«Здравствуй, многоуважаемый Харун Ефенди. Уведомляю Вас, что я пока по милости Аллаха, нахожусь на военной службе, жив и здоров, чего и Вам желаю. Посылаю Вам, Харун Ефенди, и всему Урупскому аулу свое всенижайшее почтение и от души дорогой поклон. И прошу я вас, дорогие мои единоверные, помолитесь все вместе с Ефенди, чтобы Аллах спас меня от врагов нашего государства, так как я пошел за всех вас положить свою голову на поле брани. Затем я посылаю свое нижайшее почтение и низкий дорогой поклон Ильясу Хаджи, Старшине Хацукову, Абраму Яковлевичу… Затем многоуважаемое и дорогое общество, благодарю я вас во главе со старшиной за то, что мне купили… Я очень доволен своим конем… Остаюсь известный вам, Рамазан Инамуков.
Адрес мой: В Подольскую губернию, Гайсинский уезд, местечко Соболевку, Черкесскую запасную конную сотню, Рамазану Инамукову».
Для нашего подрастающего поколения считаем необходимым дать некоторые пояснения. В те годы в стране не было общего обязательного образования, и в основной своей массе простой люд не владел грамотой, поэтому и письма из чужеземной стороны на родину воинам составляли под диктовку штатные писари, нередко делая ошибки в незнакомых именах и фамилиях. Поэтому, как заметила при чтении письма Аминет Заур­бечевна, фамилия урупчанина, вероятнее, была Енамуков.
Заинтересовавшись подробным обратным адресом, мы обратились к исторической литературе и нашли такие данные: «Участие в военных действиях Кавказской Туземной конной дивизии начинается с октября 1914 г., когда она была доставлена эшелонами в (Подольскую губернию! Прим. автора). В начале ноября дивизия была включена в состав 2-го кавалерийского корпуса генерал-лейтенанта Гусейн Хана Нахичеванского. С конца ноября дивизия вступила в бои на Юго-Западном (австрийском) фронте. Приказом командования от 21 августа 1917 года дивизия была переформирована в Кавказский Туземный конный корпус.
О доблести и подвигах горцев долгое время не принято было ни говорить, ни помнить. Как, впрочем, и о самой Первой мировой войне 1914-1918 годов, в которой принимали участие 38 государств, а Россия потеряла более 2 миллионов 250 тысяч солдат. Тем более ценной и замечательной Асман Гумерович считает инициативу депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края, чей беспрецедентный шаг по увековечению памяти бое­вого братства казаков и горцев послужит восстановлению исторической справедливости и станет хорошим стимулом для потомков старинных родов аульчан, чтобы найти достоверные сведения об участии предков в этой жестокой войне, которая, несмотря ни на что, стала символом единения и братства представителей народов различного вероисповедания против общего врага.
История Кавказской Туземной конной дивизии, которая еще известна под названием «Дикая дивизия», началась 23 августа 1914 года. Дивизия была сформирована из добровольцев-мусульман, уроженцев Северного и Южного Кавказа и Закавказья. По законодательству Российской империи все туземные жители Кавказа и Средней Азии призыву на военную службу не подлежали.

Однако, Султан Довлет-Гирей в своем докладе Верховному Главнокомандующему Великому князю Николаю Николаевичу от 20 января 1915 года писал: «Равным образом в горском населении вызвало чувство глубокого удовлетворения и то обстоятельство, что офицерский состав в этой дивизии состоит из родовитых русских и кавказцев. Многие потомки помнят своих предков. Для черкесов и других горцев очень характерна этническая память. Если черкес не может назвать имён своих семи предков, он презираем».
Отличалась Кавказская дивизия и свои­ми обычаями. Один из них также связан с межнациональными традициями. Адъютант в офицерском собрании обычно подсчитывал, сколько за столом собиралось мусульман и христиан. Если больше было мусульман, то все оставались в папахах, а если христиан, то все головные уборы снимали. Об этой традиции на открытии памятника казакам и горцам рассказал Владимир Андреевич Бекетов, председатель краевого парламента.
Сохранились и свидетельства офицера Палецкого, который отмечал в августе 1917 года: «Дикая дивизия — это одна из самых надёжных войсковых частей — гордость русской армии… Кавказцы имели полные моральные основания никакого участия в русской войне не принимать. Но когда вспыхнула война, кавказцы добровольно пошли на защиту России и защищали её беззаветно… Они сражаются вместе с русской армией и впереди всех и смелее всех умирают за нашу свободу».
— Можно сказать, что это малоизвестная война для нас и наших детей, внуков. Мы даже больше знаем о героях гражданской войны, чем о подвигах основоположников своих родов в Первую мировую, — говорит Асман Гумерович. Они пережили многие лишения, гонения, страдания, поэтому эта тема долгое время была слишком болезненной и закрытой. Теперь есть, конечно, возможность и корни свои изучать, и в архивы обратиться. Но этим нужно заниматься, привлекать к этой работе школьников, молодежь. Чтобы изучать историю, ее нужно любить по-настоящему!
Такой любовью к истории много лет назад сына Сергея «заразила» мама — учительница Татьяна Викторовна Гайдук, благодаря чему в школьном музее станицы Убеженской собраны многие интересные экспонаты о первых поселенцах-казаках, основателях старинного редута Убежного, их славном боевом прошлом. Бережно хранится здесь и настоящая реликвия, фотография молодых казаков перед принятием присяги, выполненная Александ­ром Черновым летом 1914 года. Колокольный звон величественного храма собрал тогда на главной станичной площади почти всех жителей Убеженской, а было их 11 тысяч. Атаман станицы, выступая перед земляками, напутствовал их четко следовать воинскому долгу, определил время сбора и дал наставления молодым казакам, которые готовились к присяге. Фото передано в музей А.С.Сомовым. Из этого рода воевать в первую мировую ушли четыре брата, а вернулся только один — младший Дмитрий.
По свидетельствам исследователей-историков, когда началась Первая мировая война, в действующую армию были отправлены практически все казаки Кубани в возрасте от 22 до 35 лет. Военные действия на Кавказском фронте начали разворачиваться 22 октября 1914 года. Кубанское казачье войско выставило более 89 тысяч казаков, которые первыми приняли на себя удар.
И впоследствии кубанские казаки воевали на самых опасных участках фронта, а личный состав отдельных кубанских полков за годы войны сменился по 3 раза.
Нам удалось найти именной список (неполный) нижних чинов 1 Кубанского полка, удостоенных в Первую мировую войну Георгиевских наград. В нем мы нашли фамилии предков известных в станице Убеженской родов: С.Н.Андреса, И.Г.Бобрышова, П.С.Бурняшева, С.С.Бур­няше­ва,
Г.М.Гнутова, В.Е.Горло­ва, Г.И.Дени­сенко, Ф.В.Донскова, А.А.Бекетова, И.Д.Бекетова, И.К.Емельянова.
Двумя Георгиевскими крестами был награжден и уроженец станицы Убеженской Алексей Хаустович Чекунов. Его рассказы, как семейные предания, вместе с реликтовым кубком времен Первой мировой теперь хранит его внук, Виктор Николаевич Семенов, житель села Успенского. Внизу на кубке надписи: «За отличную стрельбу» и «1 Кавказская казачья дивизия». Перед тем как вручить кубки отличившимся казакам, их наполняли вином, и воины выпивали их за процветание Родины. Такие воспоминания — редчайший случай в казачьих семьях, многие годы подвергавшихся репрессиям и, скорее, исключение из общих правил забвения и молчания. Тем более они интересны.
Свёкор Лидии Иосифовны Андрусовой, Афанасий Андрусов, не любил военные воспоминания, слишком много выпало на его долю и в годы Первой мировой войны, и в Великую Отечественную. Лидия Иосифовна родилась и выросла в станице Убеженской, и сегодня здесь живут ее внуки и правнуки, которые обязательно поедут в Краснодар, чтобы увидеть новый монумент, поклониться памяти бравых воинов —
фронтовых братьев, познакомиться с этими трагическими, но такими яркими событиями, чтобы сохранить их для своих потомков.
Прямой потомок рода Андрусовых — Виктор Алексеевич — сегодня живет в Ярославле. Его мы нашли на форуме станицы Убеженской в Интернете, где общаются те, кто хочет больше узнать о своих предках-станичниках. Виктор Алексеевич — ветеран службы в Вооруженных силах, военный журналист, по крупицам собирает историю своего рода для издания второй книги. Позвонив по указанному контактному телефону, мы рассказали ему об открытии памятника «Славным сынам Отечества, героям Первой мировой войны».
— Это событие, — сказал Виктор Алексее­вич, — знаменательно не только для Кубани, но и для всей России. Ведь потомки горцев и казаков, вместе сражавшихся на фронтах Первой мировой войны, живут на ее необъятных просторах повсеместно. Они должны знать и помнить о подвигах, доблести и дружбе своих родных, учиться на этих примерах и, конечно, делать выводы.
Азамат Камбиев, с которого начинался наш рассказ, является участником образцового коллектива «Зори Урупа». Ансамбль широко известен не только в Успенском районе, на Кубани, но и далеко за ее пределами. В его репертуаре —
национальные танцы, песни и, конечно, обряды, бережно хранимые веками и потомками и создававшиеся далекими предками жителей аула Урупский в разные времена.
Символично, что на открытии памятника урупские «зорьки» стояли рядом со своими сверстниками, казачатами из образцового ансамбля «Калинка» из станицы Николаевской. Когда ребята запевают: «Эх, слава Богу, слава, что все мы казаки!», в душе рождается столько позитива и патриотических чувств, так хочется расправить плечи и гордо вскинуть голову. «Этот памятник очень нужен нам, молодежи, — сказал нам Ахмед Ашинов, участник ансамбля «Зори Урупа». — Это пример из истории для подрастающего поколения, чтобы не было разногласий между нашими народами и дружно жили казаки, адыги, черкесы»…
Мир, межнациональное согласие, верные ориентиры, которыми служат наши вековые культурные и духовные традиции, сотканные из многообразия и творчества представителей всех народов, проживающих на российской земле, сегодня особенно необходимы современному обществу.
Как неоднократно подчеркивал Президент РФ В.В.Путин, «сила России заключается в ее вековых ценностях». В одном из посланий Федеральному Собранию он отмечает, что межэтнические отношения —
это важнейшая тема, требую­щая откровенного разговора в обществе: «Здесь фокусируются многие наши проблемы, многие трудности социально-экономического и территориального развития, и коррупция, и изъяны в работе государственных институтов, и, конечно же, провалы в образовательной и культурной политике, что зачастую приводит к искажённому пониманию истинных причин межэтнического напряжения. Его провоцируют не представители каких-то народов, а люди, лишённые культуры, уважения к традициям — как своим, так и чужим…».С открытием памятника казакам и горцам в Краснодаре для всех нас заново открываются страницы истории нашего многонационального народа, которым мы можем гордиться.
Очень бы хотелось, чтобы этот материал подтолкнул всех наших читателей внимательнее относиться к тем, кто рядом, слушать и записывать удивительные истории старшего поколения, бережно хранить и собирать личные архивы, чтобы потом, когда становится уже слишком поздно, а это обычно так и бывает, не сожалеть горько, что слишком мало мы знаем о своих корнях, истории и родословной своей семьи…
Е.УСПЕНСКАЯ.
Фото из семейных архивов Семеновых, Огурловых, Андрусовых, музеев школ №7, №9.

от admin

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.