Разговор о здоровье мы продолжаем с главным внештатным дерматовенерологом и косметологом минздрава Краснодарского края и ЮФО Михаилом Ивановичем Глузминым.
Стоит ли переживать по поводу родинок и различных образований на коже? У людей их достаточно много, но они не болят и никак не беспокоят?
— Вы знаете, со времен института нас учили, что боль — это уже сигнал, его лучше не допускать. Боль — это не симптом, это сигнал тревоги организма на какие-то нарушения, которые могут за собой повлечь другие действия. Человек — это биологический механизм, который тоже требует определенного ухода. Надо проходить диспансеризацию, при наличии хронических болезней проходить периодически обследования, не дожидаясь, когда заболит. Когда что-то болит, это уже острое состояние. В этих случаях нужно полноценное решение. Потом не все родинки одинаковые. Поэтому, если высыпания вызывают опасения, они подвержены травматизму: контактируют с цепочками на шее, бюстгальтером, ремнем на поясе, то лучше тогда обратиться к врачу-дерматологу с вопросом: чем мне это чревато? Ваш врач предупредит, что нужно следить за этим родимым пятном, смотреть, не меняет ли он форму и т.д. Может, стоит его удалить, чтобы не травмировать.
Дерматолог, насколько я помню, входит в программу ОМС, к нему можно прийти с полисом бесплатно?
— К большому счастью, по Краснодарскому краю дерматологи представлены практически во всех районах. В кожно-венерологических диспансерах, их филиалах или дерматологических кабинетах в структурах поликлиник центральных районных больниц. Больше того, по полису вы можете прийти в любое место. Хотите, приходите к нам в Краснодар, даже если вы живете в Белой глине или Старощербиновской, вам никто не откажет.
Правда ли, что солнце вызывает рак?
— Само по себе оно рак не вызывает. Может ли вода убить человека? Можно захлебнуться. Не вода же виновата, человек виноват. Солнце может быть фактором полезным: загар, витамин D и т.д. И солнце может быть фактором вредным, когда на открытых частях тела находятся пигментированные образования, подвергающиеся солнцу — это возможность трансформации в онкологию, в том числе, меланому, кератому и т.д.
Часто люди, обгорев на солнце, потом мажутся сметаной. Что вы можете сказать по этому поводу, чем пользоваться после ожогов?
— То, что вы называете «обгорание» — это термический ожог кожи. И здесь нужно просто бороться с ожогом кожи. Все народные средства: сметана, кефир и т.д., в определенной степени, конечно, работают. Но в определенной степени. Почему? Потому что они обладают определенным увлажняющим и смягчающим эффектом. Есть средства, которые направлены именно на лечение ожогов. Это различные спреи противовоспалительные и антибактериальные. Но человеку нужно понимать, что если ожог произошел, то он требует лечения уже как ожог. Просто разница там первая стадия, вторая, третья, пошли ли пузыри.
Часто спрашивают, можно ли загорать детям до 3 лет?
— У детей до 3 лет плохо развита терморегуляция кожи и не сформирована фотозащита. Их надо от прямых лучей солнца защищать. Это обязательно панама, легкие закрытые блузки, штанишки. Прямо радикально в скафандр прятать, конечно, не надо. Но на открытое солнце в период с 10:00 до 17:00 они попадать не должны. Часто вижу, когда идет мама по солнцу с грудничком на руках и опасаюсь, потому что ребенку не обязательно 3 часа находиться на открытом солнце, чтобы получить ожог.
А солярий сильно вредит коже?
— В солярии любой пигмент попадает под открытый ультрафиолет. Я как дерматолог — не сторонник соляриев. Потому что я пользы от них не вижу. У нас есть целые комплексы фототерапии, но они используются для лечения кожных болезней. Есть целый ряд кожных заболеваний, которые адекватно отвечают на свет: псориаз красный, плоский лишай и т.д. Но вы учитывайте, что это терапия. Солярий — это не терапия, это желание сделать себя коричневого цвета.
Просто есть такой пунктик у современной молодежи — быть коричневыми.
— Я же не возражаю, но не нужно это делать за один день. Вы выйдите до 10 часов утра и после 5 вечера, и вот через какой-то интервал времени, в зависимости от того, какой у вас фототип кожи, вы будете более или менее коричневыми. Но только в адекватных дозах и, соответственно, без риска для собственного здоровья.
Можно сказать, что кубанское солнце более жаркое и активное в сравнении с другими регионами?
— Ну, в сравнении с центральным регионом России — да. В сравнении с Африкой — нет. Потом есть разные условия для загара, к примеру, наша Красная Поляна. Это же высокогорье, там можно загорать, причем, как ни странно, более успешно, чем в низине. Высокогорный загар, на самом деле, более сильный и более стабильный.
Когда солнце самое активное, если брать по месяцам? Осенью, наверное, уже можно немножко расслабиться?
— Астрономически летом самое активное солнце, но наблюдения показывают, что существуют сдвиги в ту или иную сторону. Сентябрь чуть-чуть помягче, но еще где-то до середины месяца пик солнца достаточно убедителен. Начинается «борьба за урожай». А они сняли майку, взяли тяпку. А потом приходят с ожогами.