Что заставляет все поколения россиян трепетно хранить в семьях и сердцах память о прошлом? Перебирать и реставрировать пожелтевшие фотографии и письма?
Переплетать старые книги, по случаю купленные дедом во время очередной поездки в город,
и подшивки газет, в которых — рассказы о земляках? Составлять родословную и рисовать семейное древо, с дотошностью выпытывая у старших то,
о чем они уже практически забыли, но старательно вспоминают по просьбе внуков? Это нельзя объяснить словами. Это нужно прочувствовать и понять.
А человеку, которому понять не дано, —  просто принять как данность… И сегодня мы вновь говорим о духовных скрепах для всех поколений россиян, какой бы нации и национальности они ни были, какую бы религию они ни исповедовали, — их они впитывают с молоком матери и с рассказов бабушек и дедушек.

«Спасибо!» —  говорил им «Рассвет»

В небольшой газетной публикации, автором которой была главный редактор И.Свердлюковская (см. «Рассвет» от 06.09.16 г. — «Террористы — тоже фашисты»), говорилось об акции памяти жертв теракта в Беслане, которой не суждено было бы приобрести широкий общественный резонанс, если бы не стечение обстоятельств. Но она шла — от чистого сердца. И потому не осталась безвестной.  Один за другим, в полном молчании спускали на гладь поселкового пруда бумажные кораблики два мальчика: постарше и помладше. В полной тишине наблюдали за ними немногочисленные отдыхающие, от растерянности даже не спросившие их имен. А уже после выхода в свет очередного номера «Рассвета» в редакции раздался звонок.
— Инна Дмитриевна, — говорила Мария Яковлевна Тупицына, — спасибо вам за статью и за слова благодарности и детям, и нам, взрослым. Это были наши внуки: Ваня и Володя Гречкины. Вот с этого телефонного разговора, пересказанного редактором, и «проклюнулось» журналистское желание поговорить о том, как учат Родину любить в семьях Тупицыных-Гречкиных. О воинских чести и доблести, о мужестве и непреклонности рассказала Татьяна Ивановна Гречкина, мама мальчиков.

Гречкин, Машковы, Марынычи, Тупицын…

Словно семейная перекличка звучат в разговоре имена и фамилии дедов и прадедов, с честью прошедших через все военные испытания. Лиха в те годы хлебнули с избытком все: старшие и младшие, мужчины и женщины.
— По линии моего мужа, Александра Николаевича, в Великой Отечественной войне участвовали трое мужчин, —
говорит Татьяна Ивановна. — Я вкратце расскажу о них. Иван Андреевич Гречкин воевал на Первом Украинском фронте, был в числе тех, кто форсировал Днепр, награжден орденом Красной Звезды, медалью «За отвагу» и другими. Прошел всю войну, победу встретил в Дрездене. А потом вернулся домой, в Саратовскую область (жили они в селе Красавка), трудился в колхозе.
Отец и сын Машковы воевали на Ленинградском фронте. Иван Архипович погиб в 1943 году (похоронку на него в семье получили в декабре), похоронен в одной из братских могил. А его сын, Николай Иванович, в середине войны попал в плен. Содержался в одном из концлагерей в Польше. Два раза бежал вместе с товарищами. Первый раз их поймали, подвергли экзекуциям. Били зверски — так, что Николаю Ивановичу перебили все, что могли. Но выходил его, как это ни странно звучит, немецкий фельдшер. Добрый попался…
Второй побег был более удачливым: там же, в Польше, наши военнопленные вышли к союзникам. Их подлечили в госпитале, а потом передали уже советской стороне. После спецпроверки Николай Иванович вновь вернулся в действующую армию, дошел до Германии. Он тоже был награжден орденом и медалями. После победы вернулся домой, до пенсии работал в сельском хозяйстве. Так постепенно очередь в рассказе подошла и для успенских родственников.  В 1941-м призвали на фронт трех братьев Марыныч: Ивана, Захара и Семена Бенедиктовичей и Илью Николаевича Тупицына. Так же дружно, как и повестки в военкомат, в семью пришли три извещения о том, что все три Бенедиктовича пропали без вести в Смоленских лесах…
— Мы продолжаем уточнять подробности их боевого пути, — продолжила Татьяна Ивановна, — сделали запрос через военкомат. Ждем ответа. А портрет Ивана Бенедиктовича наш Ваня нес в этом году на 9 мая в Бессмертном полку.

Под впечатлением увиденного

Семиклассника Ивана, названного в честь одного из прадедов, и первоклассника Володю, учащихся Успенской СШ №2, мама взяла с собой на районный митинг в память жертв бесланского теракта. Слышавшие уже от взрослых о тех трагичных днях, мальчики после просмотра кадров фотохроники по-особенному восприняли и звучавшую музыку, и рассказ ведущих, и выступления участников мероприятия.
— Впечатлившись всем увиденным и услышанным, — говорила далее их мама, — дети стали делать кораблики. Сначала свернули их несколько штук, потом решили сделать четко по числу погибших от рук террористов. Занимались этим весь день. Получилось, правда, двести с лишним штук. Я не присутствовала в тот момент, когда они их спускали на воду, но хорошо представляю, с каким чувством это было сделано.
С.УСОВА.
Фото из семейного архива.

от admin

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.