Для государственных или муниципальных нужд |
В случае ненадлежащего использования земли |
|
Ссылки на нормативную базу | ст. 279 ГК РФ; ст. 49 и глава 7.1 ЗК РФ (ст. 56.2 — 56.11) | ст. 284-286 ГК РФ; и глава 7 ЗК РФ (ст. 44 – 47, 54); ст. 6 ФЗ «Об обороте земель с/х назначения» |
Категория правообладателей | Любые правообладатели (лица, которым земельный участок принадлежит на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного (наследуемого) владения или на праве аренды) | Любые правообладатели (лица, которым земельный участок принадлежит на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного (наследуемого) владения или на праве аренды) |
Причины изъятия | В исключительных случаях, связанных с государственными (муниципальными) нуждами:
1) для выполнения международных договоров Российской Федерации; 2) для строительства, реконструкции объектов государственного значения или объектов местного значения. |
Ненадлежащее использование земельного участка:
1) неиспользование по целевому назначению земельных участков с/х назначения или земельных участков, предназначенных для строительства; 2) земельный участок используется с нарушением правил рационального использования; 3) порча земель; 4) невыполнение обязательств по рекультивации; 5) невыполнение обязательств по приведению земельного участка в состояние пригодное для целевого использования. |
Основания изъятия | Решение уполномоченного органа и заключение с правообладателем соглашения или судебное решение о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. | Согласие правообладателя или решение суда. |
Условия изъятия | Прохождение длительной процедуры изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Земельные участки для государственных или муниципальных нужд изымаются при обязательном наличии одного из условий, приведенных в ст. 56.3 ЗК РФ. |
Принудительное изъятие земельного участка может осуществляться при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после назначения административног |
Кто принимает решение об изъятии | Решения об изъятии земельных участков принимают исполнительные органы власти соответствующего уровня (уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления). | Уполномоченный исполнительный орган государственной власти по осуществлению государственного земельного надзора, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, суд. |
Цель изъятия | Для выполнения международных договоров или строительства объектов государственного или муниципального значения. | Для прекращения фактов ненадлежащего использования земельных участков и передачи земли в пользование тем, кто умеет на ней работать. |
Плата при изъятии | За изымаемый земельный участок его правообладателю предоставляется возмещение. При наличии согласия лица, у которого изымается земельный участок, в соглашении об изъятии может быть предусмотрено предоставление этому лицу иного земельного участка и (или) иного недвижимого имущества. | Средства, вырученные от продажи земельного участка с публичных торгов либо приобретения земельного участка в государственную или муниципальную собственность, выплачиваются бывшему собственнику земельного участка за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов. |
Основания для решения об изъятии земельного участка изложены в Гражданском кодексе РФ:
Статья 284. Изъятие земельного участка, который не испол
Статья 285. Изъятие земельного участка, использ
Статья 286. Порядок изъятия земельного участка ввиду его ненадлежащег
Таким образом, изъятие земельного участка согласно гражданскому кодексу возможно по двум основаниям:
- Неиспользование земельного участка в соответствии с целевым назначением. Относится только к земельным участкам сельскохозяйстве
нного назначения или участкам, предназначенным для строительства. Земля изымается в случае неиспользования земельного участка в соответствии с целевым назначением в течение 3 лет. При этом в данный период не включается время для освоения участка и время, в течение которого участок нельзя было использовать по целевому назначению по причине стихийных бедствий или других обстоятельств, исключающих такое использование. - Использование земельного участка с нарушением. Относится ко всем категориям земель. Земля изымается в случае грубых нарушений правил рационального использования, в частности, если 1) участок используется не в соответствии с его целевым назначением (в отличие от первого основания применяется ко всем категориям земель) или 2) е
го использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйстве нных земель либо 3)зн ачительному ухудшению экологической обстановки.
В Гражданском кодексе нет толкования понятия ненадлеж
В Гражданском кодексе по порядку изъятия приводится только два возможных варианта развития событий:
1) собственник земельного участка согласен с решением об изъятии; письменно уведомляет об этом орган, принявший решение об изъятии; в итоге участок продается на публичных торгах;
2) собственник земельного участка не согласен с решением об изъятии; орган, принявший решение об изъятии, может предъявить требование о продаже участка в суд.
Земельный кодекс.
В Земельном кодексе вопросам изъятия земельных участков посвящены статьи:
Статья 44. Основания пр
Статья 45. Основания пр
Статья 46. Основания пр
Статья 47. Основания пр
Статья 54. Порядок изъятия земельного участка, предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования, ввиду ненадлежащего использования.
В ст. 45 ЗК РФ приведено более конкретное опред
1) неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйстве
2) использование земельного участка с грубым нарушением правил рационального использования (в том числе, если участок используется не по целевому назначению или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйстве
3) порча земель;
4) невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв;
5) невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
Для выявления фактов ненадлежащего использования земельных участков в соответствии со ст. 71 ЗК РФ проводится государственный земельный надзор. Орган государственного земельного надзора по результатам проведения проверок составляет акты, и в случае нарушений выдает правообладателям земельных участков обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений. Также орган государственного земельного надзора осуществляет контроль исполнения указанных предписаний.
В случае не устранения нарушений в установленный срок орган государственного земельного надзора в течение 30 дней со дня привлечения виновного лица к административной ответственности за неисполнение такого предписания передает об этом сведения и соответствующие документы в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления после получения информации и документов направляет в суд требование об изъятии земельного участка.
Принудительное прекращение прав на землю осуществляется на основании вступившего в силу судебного акта об изъятии земельного участка (но при условии неустранения ненадлежащего использования земельного участка после назначения административног
В течение 10 дней со дня вступления в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка (или со дня принятия решения об изъятии земельного участка) исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязан обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о государственной регистрации прекращения права на земельный участок с приложением копий документов об изъятии. В налоговый орган о прекращении прав на участок исполнительный орган должен сообщить в течение 7 дней.
Особенности изъятия земель сельскохозяйстве
В Федеральном законе от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйстве
Статьей предусмотрено только два основания:
1. Земельный участок из земель сельскохозяйстве
При этом критерии существенного снижения плодородия устан
1) снижение содержания органического вещества в пахотном горизонте на 15% или более;
2) снижение кислотности в кислых почвах на 10% или более;
3) повышение щелочности в щелочных почвах на 10% или более;
4) снижение содержания подвижного фосфора (мг/кг почвы) на 25% или более;
5) снижение содержания обменного калия (мг/кг почвы) на 25% или более.
Критериями значительного ухудшения экологической обстановки в результате использования земельных участков из земель сельскохозяйстве
1) загрязнение почв химическими веществами, при котором суммарный показатель содержания в почве загрязняющих веществ, концентрация которых превышает установленные для химических веществ нормативы предельно допустимой концентрации, равен или превышает значение 30;
2) размещение отходов производства и потребления 1 — 4 классов опасности в пределах земельного участка на суммарной площади от 0,5 гектара и выше.
2. Земельный участок из земель сельскохозяйстве
Признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйстве
Неиспользование земельного участка определя 1) на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйстве 2) на сенокосах не производится сенокошение; 3) на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30% площади земельного участка; 4) на пастбищах не производится выпас скота; 5) на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений; 6) залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15% площади земельного участка; 7) залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйстве 8) закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20% площади земельного участка. |