Как-то незаметно при настойчивом позиционировании внимания к программе импортозамещения, реализацией которой на местах должны заниматься, прошли две исторические даты. Обе они связаны с запуском на территории нашего района цехов по переработке молока.

Да-да, раньше, с 1924 года, как образовался район и нарезали четкие границы населенных пунктов — станиц, сел, аулов и хуторов, в течение пяти лет, до 1929 года, для переработки молока от буренок с колхозных ферм и из общественного стада образовалось восемь цехов, куда свозили получаемое молоко.Сейчас бы это назвали почкой экономического роста потенциала территории. Малый бизнес развивался семимильными шагами, только вот принадлежал не частникам, а был организован на базе соглашений между колхозами. Объем вырабатывае­мой продукции с каждым годом увеличивался, поэтому цеха объединили — они все подчинялись Ростовскому центросоюзу. Но уже ровно через семь лет (или 80 лет назад) — в 1936 году на базе самого большого и постоянно расширяющегося цеха в Коноково (там же ближе всего была железнодорожная ветка, по которой продукцию отправляли во все санатории Черноморского побережья), организовали настоящий молзавод, куда свозили охлажденное молоко и кое-какие виды производимой продукции из удаленных цехов. Здесь же была контора, так сказать, сердце переработки молока в районе.
А продукция, которую продолжали изготовлять цеха в Николаевской, Убеженской, в Успенском и Маламино, на хуторе Косякино, в ауле Урупский и в Трехсельском, оценивалась как элитная. Именно ее и направляли в санатории для рабочих и крестьян в Сочи, Анапу, Геленд­жик. К примеру, в Косякино делали по домашней рецептуре сыр букштейн — это тот же самый пармезан, только наш гораздо вкуснее! В цеху станицы Николаевской варили еще один удивительный сыр брынзу, которую ели со сладкими арбузами, помидорами, он считался деликатесом, и его тоже отправляли именно в Москву и Сочи. Коноковский же цех, который постепенно стал объединенной базой и центром промышленной переработки молока для ближайших территорий, славился, в буквальном смысле слова, такой своей продукцией, как творог! Со станции Коноково вагонами прямиком на Москву в правительственные структуры столовых, буфетов, кафе, ресторанов отправляли николаевскую брынзу, аульские адыгейские сыры, коноковскую творожную массу от 18 до 22 процентов жирности — как масло можно было намазывать на хлеб хуторской «пармезан» — букштейн!
Да, да, вот так все и начиналось — на высоком уровне, с творческим подходом! А 1936 год стал переломным, из малых предприятий Успенского района вырос центр промышленной переработки молока в Коноково. А затем уже через некоторое время межрайконтору организовали в Армавире. Туда, как в объе­динение, входили цеха в станицах Советской, Бесскорбной, Отрадной, Попутной, Кореновской, Ленинградской, а также в Большевике —
сейчас это около поселка Кирова Новокубанского района. Коноковские сливки, творог, мацони, брынза, адыгейские сыры и букштейн составляли такой бренд качества и элитного вкуса, что об этом многие помнят до сих пор!
Производство ширилось, поставки увеличивались, как и география отправки молочных продуктов. Вплоть до 2001 года, благодаря костяку профессионалов  опытных и молодых кад­ров, Коноковский молочный завод держал марку. Но потом смутные времена все-таки подобрались к предприятию. Только в 2006 году — ровно десять лет назад — производство стало возрождаться вновь. Да, залогом тому стало то, что завод был выкуплен новыми инвесторами,
у которых хватило разума сохранить многое из наработанного десятилетиями, вернуть в коллектив профессионалов, привлечь специалистов, адаптировать и усовершенствовать оборудование. А главное восстановить гостовские показатели выпускаемой продукции — настоящей, из цельного молока, потрясаю­ще вкусной!
— Нынче, после 10 лет восстановительной работы, — рассказывает заместитель директора А.М.Головко, — мы принимаем до 15 тонн молока в день, но это, безусловно, мало, если сравнивать с тем, что сюда на переработку привозилось в советские годы. Тем не менее, по ассортименту продукции выросли значительно, стараемся постоянно мониторить рынок сбыта и учитывать его запросы.

Попробовали, например, несколько лет назад делать творожную массу с добавками — изюмом, курагой, вишней, покупатели ответили повышенным спросом, стараем­ся и в качестве этого вида преуспеть. Наш сметанный продукт «Кубаночка» всегда пользовался популярностью, вот только с расфасовкой все никак не могли угадать. Совсем недавно по распоряжению директора Галины Петровны Зеленской приобрели и установили фасовочный станок —
разливаем по 750 граммов, пожилые люди берут с удовольствием.
— Какое количество видов продукции выпускается сейчас, и куда в основном идут ее поставки?
— Количество видов большое, многое зависит от сезона и соответствующего спроса на продукцию. Можно сказать, что творога и творожных изделий от 0 до 18 процентов жирности ежедневно отправляем 5-6 тонн. Поставляем продукцию в наши бюджетные учреждения, едет она и по всему Краснодарскому краю, сейчас налажен канал со Ставропольским краем — тоже в санаторно-курортную отрасль. Сеть розничных ларьков сейчас думаем все-таки выстраивать собственную — это более эффективный вариант работы.
— Мы дорожим нашими специалистами, во многом полагаемся на их опыт и знания, — вступает в разговор главный инженер предприятия Г.Г.Будько. — К примеру, вернулась к нам заведовать лабораторией Любовь Николаевна Харченко. В отрасли уже более 25 лет, а у нас три года как этот участок возглавляет, и проблемы отступили под ее чутким руководством. Лаборант Мария Сидорова молодой специалист, недавно закончила профильный техникум. А вот начальник производства Людмила Николаевна Мазурова, инженер по качеству Людмила Николаевна Тыщенко, а также Светлана Викторовна Ляува, Кульсум Хасановна Ашинова — наши сменные мастера уже достаточно отработали, передают опыт молодым. Коллектив очень дружный, влюблены в свое дело и считают, что бренд продукции Коноковского молзавода полностью соответствует качеству советских лет.
Вот вам и импортозамещение: пармезан, пармезан… Да оказывается, в станице Николаевской, да и во всем Успенском районе производили и ели пармезан раньше, чем в Европе! Дело за малым: возродить хорошо забытое производство деликатесов, а санкции этому лишь способствуют!
П.ШРАЙБЕР.
Фото Е.Мерзлякова.

от admin

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.