Наша история не знает события более грандиозного и значительного, чем Великая Отечественная война. Но чем дальше уходит в прошлое май 1945 года, тем больше становится вероятность пересмотра ее итогов. И сегодня даже среди поколения россиян, выросших в послевоенные годы, вопрос о Победе  в войне и ее причинах вызывает разноголосые споры. Мы столкнулись с огромной, почти идеальной военной машиной, победить которую, как считалось в то время, было невозможно.
У немцев были неоспоримые преимущества в организации и дисциплине, в уровне образования и культуры, степени подготовленности. Если к этому добавить ошибки и просчеты советского руководства, в результате которых кадровый состав действующей армии почти полностью погиб или оказался в плену в самом начале войны,
то победа, действительно, покажется чудом.
Чтобы представить характер людей, воевавших и победивших врага, я хочу рассказать о своем отце — воине, прошедшем огонь Отечественной не в штабе или интендантстве, а в солдатском окопе и на артиллерийской позиции. Об Алексее Ивановиче Правдине. Рассказать без пафоса, попытаться простыми словами донести его воспоминания о духе того времени, той эпохе, тех людях. По пройденному им боевому пути попробую представить судьбы миллионов солдат, сражавшихся с фашизмом за свободу и независимость нашей Родины. Найду в его скупых рассказах ответ на вопрос: «Что заставляло бойцов защищать нашу землю до последнего патрона,
до последней капли крови, до последнего дыхания?».
Отец очень редко говорил о войне. Человеку доброму, умудренному жизненным опытом, пережившему те события на самом переднем крае, знавшему голод, холод окопов и землянок, радость побед и горечь поражений, ранения и смерть боевых товарищей, не хотелось вспоминать об этом. В своих выступлениях в школах, на митингах
и собраниях, посвященных Дню Победы, простыми словами он всегда выражал скорбь о миллионах погибших.
В кругу семьи он рассказывал, что в повседневной фронтовой жизни людей проявлялись глубокие чувства —
дружба, любовь, стыд, страх, ненависть. «Человек привыкает ко всему, — говорил он, — к близкому соседству смерти,
к необходимости месяцами находиться под открытым небом, мокнуть под дождем осенью и превращаться в сосульку зимой. Все это мы переносили стойко потому, что шла война. Физические страдания стали нашими повседневными спутниками. Но были и другие терзания — душевные. Их переносить было гораздо труднее. Те события угнетали наш дух, унижали человеческое достоинство, действовали на нервы. И при первой же возможности мы выползали наверх, вытягивались во весь рост». Говорил отец и о том, что фронтовики, сражаясь за Родину, думали, что они воюют за наше лучшее будущее. И народ вышел из войны окрыленным и полным надежд на перемены в своей судьбе.
В перестроечные времена некоторые «прозревшие» писатели, историки и журналисты, забыв о том, что говорили несколько лет назад, начали историю переиначивать на новый лад, пытаясь лишить российский народ национальной гордости, оболгать одну из святынь —
память о Великой Отечественной войне. Мой отец, как и многие другие ветераны, был глубоко потрясен представленными «разоблачителями» фактами.
«Мы, фронтовики, думали, что никто, никогда, ни единым словом не сможет упрекнуть нас. Ведь мы сознательно отдавали самое дорогое в боях за свободу своих матерей и отцов, братьев и сестер. Миллионы солдат ощущали, что в их руках судьба Родины, и не только чувствовали свою причастность к общей борьбе за ее свободу и независимость, но и сознавали, что от личных усилий каждого зависит исход войны», — говорил отец.
В последние годы жизни он с глубокой горечью вспоминал о грубых просчетах командования, особенно
в первые дни войны, повлекших за собой большие, бессмысленные человеческие жертвы. В подробностях, как будто это было вчера, рассказывал нам о своем первом бое на Волховском фронте, об ожесточенных сражениях с «тиграми» в заснеженных волжских степях, под Сталинградом, о госпитале, десанте на Малую землю в ночь на 9 февраля 1943 года на тральщике «Щит»,  об освобождении Кавказа и снова о госпитале… С чувством благодарности рассказывал о своих боевых друзьях, вытащивших его с позиций разбитой батареи в Словакии из-под огня немецких танков в апреле 1945 года, раненого, перебитого осколками снаряда. Имена и фамилии многих из памяти стерло безжалостное время.
Наверное, отец чувствовал, что я — последний из рода Правдиных — способен передать внукам и правнукам ту правду, которая им самим была много раз пережита.
В его воспоминаниях мною ничто не приглажено и не затушевано. Все названо своими именами: трусость — трусостью, поражение — поражением.
В.А.ПРАВДИН,
житель села Коноково.
(Окончание следует).

от admin

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.