Живости ума и прекрасной памяти моей собеседницы, Александры Сергеевны Поповой, можно только по-хорошему позавидовать. Не только многие ее сверстницы, а ей без малого 80, но и даже более молодые представительницы «слабой» половины человечества смогут сегодня так точно и понятно рассказать о своем жизненном пути и бывших коллегах по работе. Александра Сергеевна помнит все даты, имена людей, с которыми довелось встречаться в разное время и даже фамилии директоров Успенского сахарного завода, руководивших предприятием в разное время.
С заводом связана не только ее трудовая биография, но и женская судьба. Будущий супруг, Владимир Егорович Попов, вернувшись из армии в 1957 году, был в числе строителей, возводивших сахарный завод буквально с «первого колышка». Работал футеровщиком на газовых печах, штукатуром, со временем перешел на жомосушку.
После непродолжительного знакомства состоялось сватовство, которое Александра Сергеевна восприняла вначале как шутку. Сватом выступил Василий Животков, товарищ жениха по работе. Вскоре за невестой пришла Надежда Ткачева, жена старшего брата «молодого» Василия Попова, также трудившегося на сахарном заводе, помогла собрать нехитрое приданое — перину да подушки —
и отвела в дом свекрови. Свадебное застолье было очень скромным: вареная картошка, соленые огурцы
и бутылка самогона. «Время тогда было такое, — говорит Александра Сергеевна, — жили небогато, пышных торжеств не закатывали, больше ценилось богатство души, доброта и взаимовыручка».
С раннего детства эти качества в ней, ее сестрах
и братьях воспитывали родители — Сергей Никитович
и Татьяна Яковлевна Шмигириловы. В семье было пятеро ребятишек, и, чтобы не погибнуть от голода, в 1950 году, захватив бабушку по маминой линии, они приехали из Воронежской губернии на хлебную Кубань и поселились в селе Трехсельском.
Александра Сергеевна вспоминает, как по дороге, остановившись на ночлег в станице Бесскорбной, они
с детьми хозяев играли на полу. Залезли под кровать
и обнаружили там «несметные богатства»: большие чугуны с вареной кукурузой для поросят… Несказанно обрадовавшись нежданной находке, они съели до последнего зернышка всю кашу, приготовленную животным.
Необыкновенно вкусным был и хлеб, который выпекала бабушка. Родители устроились на работу в колхоз имени III Интернационала, начали получать зерно, в доме поя­вилась своя мука, жизнь налаживалась!
— Бабушка пекла хлеб через день, — вспоминает Александра Сергеевна, —
а мы, наголодавшись, никак не могли его наесться досыта.
Сразу после окончания школы Александра работала дояркой, а в 1959-м, в год первого пробного пуска нового предприятия, пришла устраиваться на сахарный завод. Отдел кадров, который тогда возглавлял Г.И.Свирин, располагался в небольшом сарайчике, стоявшем на месте нынешнего заводского общежития. Неподалеку в вагончиках жили приезжие. Вокруг — чистое поле, грязи по колено, а на глазах росли заводские корпуса, жилой поселок, обустраивалась территория.
Поступив на завод, А.С.Попова работала сокоочистителем на прессах. Чистили выпарки — огромные чаны, которые и сегодня стоят на втором этаже основного здания. Залезали внутрь через люки и орудовали специальным длинным шомполом с ершиком. В самой выпарке 4,5 тысячи труб, и все их нужно было вычистить до блеска. Качество работы проверял теплотехник, Владимир Иванович Блажко. «Посмотрит он
в зеркальный отражатель, и не приведи Господи, чтобы хоть след окалины остался, — говорит Александра Сергеевна. — Тут же заставлял все переделать, как следует».
Очень строго здесь следили и за дисциплиной, опоздания приравнивались к прогулу. Сначала у завода доска стояла, куда нужно было жетончик со своим номером вешать. Табельщица выходила и проверяла: если жетона на месте нет, то и рабочий день не засчитают, даже если человек и появился после с небольшим опозданием.
Потом гудок установили, и рабочий день начинался и заканчивался по гудку.
— Песня еще такая была, —
вспоминает Александра Сергеевна, — «Звенит гудок заводской», мы любили ее петь не только за столом, но
и для поднятия рабочего настроения.

Дружно работали, на подъеме, много молодежи было, в соцсоревновании все участвовали. Рабочий труд тогда ценили, премии хорошие выписывали, если добросовестно работаешь.
— А праздники как весело отмечали — 7 ноября, Новый год! — продолжает наша героиня. —
Тогда ведь выходных не было по неделе, 31 декабря спешишь вечером домой, чтобы все успеть приготовить,
1 января отдохнешь, а 2-го снова на работу.
Субботы были рабочие, а в воскресенья часто выезжали то на чеснок, то на помидоры, то на свёклу —
колхозу помогать. После ночной смены иногда приходилось и известковый камень киркой бить вручную, это сегодня дробилки стоят.
Александра Сергеевна рассказывает, что и на озеленении территории пришлось потрудиться.
— Вокруг же ни веточки не было! — восклицает она. — А мы и розы сажали, и ели, которые из Нальчика привозили, все благоустраивали, а сейчас там, конечно, красота такая, интересно было бы посмотреть, только давно не приглашали, а теперь и
с ногами проблема.
За годы ее работы руководство предприятия сменилось несколько раз, но Александра Васильевна помнит фамилии всех директоров: Высоколян, Лозинский, Поповский, Леонтьев, Коньков, Бережной. Самый заботливый и добрый, по ее мнению, был Поповский, а Коньков —
самый лучший хозяин.
С гордостью радушная хозяйка показала нам фотографию, что
в свое время делали для Доски почета, знак «Ударник девятой пятилетки», медаль «Ветеран труда», почетные грамоты в тисненых красных папках к юбилейным датам предприятия. В благодарственном письме, датированном 1989 годом, говорится: «Администрация, партийное бюро, профсоюзный комитет и комитет ВЛКСМ сахарного завода «Успенский» сердечно благодарят Вас за ударный труд и горячо поздравляют с 30-летием завода. Своим трудом Вы вносите значимый вклад в развитие научно-технического прогресса, совершенствование технологии, внед­рение новых форм организации производства, приумножаете авторитет трудового коллектива».
— Как пришли мы с мужем на завод, так ничего другого себе и не искали. Платили нам хорошо, кто-то приходил, уходил, а мы душой к нему прикипели, так и проработали до последнего, — говорит Александра Сергеевна.
Слушая ее рассказ, не перестаешь удивляться, как удавалось Поповым свой добросовестный труд успешно совмещать с воспитанием детей, строиться, а еще хозяйство большое вести, в котором «только овечек не было, а так все держали: и бычков, и коров, и свиней, и птицу разную». Пройдя через испытания послевоенного тяжелейшего времени, они с мужем старались сделать все, чтобы дом был, что называется, полной чашей. Александ­ра Сергеевна до сих пор печет отменные пироги
с разными начинками и делает вкуснейшую домашнюю колбасу по собственному рецепту.
Поповы вырастили достойных детей, дали им образование. Старшая дочь Валентина многие годы работает в центральной районной больнице акушеркой, сын — Сергей служил в Вооруженных силах, в отделе внутренних дел Успенского района, сейчас работает в охране. В этой семье сложились добрые, доверительные отношения и свои замечательные традиции.
Е.УСПЕНСКАЯ.
Фото Е.Мерзлякова.

от admin

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.