По утверждению классиков, жизнь наша игра. И не только в рулетку. Современные авторы могут, на свой вкус, предложить вариант футбола, хоккея или другого игрового вида спорта. И будут по-своему правы, как и любители разной клавиатуры. Есть целые группы людей, сбитые одной, но пламенной страстью к определенной игре, и есть целые города и даже страны, обуянные ею.
Примеры? Бразилия, замешанная и помешанная на футболе. Канада, также крепко повязанная изобретенным хоккеем. Россия гораздо разностороння в своих пристрастиях, так как населена «разномастным» народом: ей, в зависимости от географии, близки почти все олимпийские виды спорта, но среди любимых — все те же футбол и хоккей. Последний, как заявляют знатоки, максимально соответствует национальному характеру россиян, а вот с первым одна морока и расстройство. И тут мы с канадцами — прямые родственники. Эта мысль частенько звучит на российских просторах, не чужды ей и в Стране кленового листа.
Побывав три раза за океаном, воочию наблюдал эту «заточенность» северо-американской нации на хоккее с шайбой. А в Торонто вообще в атмосфере, прямо-таки, разлиты обожание игроков местной команды «Торонто Мейпл Ливз» и сборной, гордость за лучшую мировую лигу НХЛ, за многочисленные победы в мировых и олимпийских турнирах. Тринадцать раз держали в руках Кубок Стенли (главный приз НХЛ) спортсмены «Торонто…», поэтому восторг местной торсиды (синоним болельщиков — прим. ред.) вполне объясним. И когда в стране задумали сделать зал хоккейной славы, лучшего города для воплощения идеи не нашли. Только Торонто!
И вот в августе прошедшего лета я (не без сожаления) оставил свой успенский сад-огород, приобрел билеты на самолет и после пересечения Атлантики посетил это сооружение в самом центре северо-американского мегаполиса.
Компоновка экспозиций, аксессуаров, архитектура самого здания, подсветки, интерактивные игры у огромного кругового экрана и на льду — все выше всяких похвал. В некоторых холлах воссоздана обстановка раздевалки хоккейной команды НХЛ. Гостям, среди которых по речи можно было определить людей со всех концов света, разрешалось надеть хоккейные доспехи.
Я, кстати, примерил вратарские щитки, на вид огромные, но удобные и легкие, и на минуту ощутил себя В.Третьяком. Другие посетители хоккейного великолепия надевали свитера, шлемы, брали в руки клюшки и представляли себя героями ледовых битв на аренах Монреаля, Чикаго, Москвы, Стокгольма, Праги, Братиславы… Можно же себе позволить театральность подобного перевоплощения?
— А почему нет, одевайте, пробуйте, пользуйтесь всем, что выставлено, — радостно улыбается нам темнокожий работник хоккейного комплекса.
Мой родственник Илья, который в Канаде живет четвертый год, не удержался, натянул коньки, взял клюшку и ступил на небольшую ледовую площадку, где попытался поразить ворота с нарисованным вратарем. Удалось! Паренек из Виннипега на соседней площадке накрывал «ловушкой» шайбы, выпущенные из… автомата. Приятно же перейти от пассивного созерцания к активным действиям.
Люди останавливались около картин и фото команд-чемпионов, особенно много их было у огромного полотна исторической хоккейной битвы в 1972 году между сборными Канады и СССР. Легко угадывались лица знаменитых мастеров шайбы с обоих берегов океана — Валерий Харламов, Виктор Якушев, Фил Эспозито… Тогда у экранов телевизоров замирали миллионы людей во всем мире, разделенного на два лагеря. До сих пор не утихают споры о том, кто же сильнее — мы или они? Судя по тому, что в зале хоккейной славы часто встречаются русские фамилии известных спортсменов и тренеров (А.Тарасова, С.Федорова, И.Ларионова, В.Фетисова и других), победили мир и дружба.
— О, Россия, очен карашо! — поднимает палец в беседе с нами болельщик из Оттавы и тут же перечисляет команды и фамилии российских игроков. Ведь запомнил же! Присмотревшись ко мне, парень расплылся в улыбке и что-то быстро заговорил по-французски. Илья перевел. Оказалось, что ваш покорный слуга очень похож на Горди Хоу, легендарного канадского хоккеиста. Выходит, чисто внешне я тоже причастен к великой игре, а можно еще и поучаствовать с шансами на успех в конкурсе двойников!
Переходя из холла в холл, рассматривая огромные скульптуры легендарных виртуозов шайбы и клюшки, мы узнали и много интересного об истории взлета тех или иных команд, о лучших спортивных репортерах Страны кленового листа.
В самом конце экскурсии вместе с потоком посетителей попали в главный зал, оформленный с королевским размахом. На самом видном месте здесь установлен главный трофей НХЛ — Кубок Стенли, испещренный гравировками победителей. Охранники вели себя очень доброжелательно и разрешали всем желающим дотронуться до огромной серебряной вазы, которую держали в руках У.Грецки, Б.Халл и другие чемпионы. Было заметно волнение, с которым люди рассматривали сам Кубок и другие реликвии, изготовленные из золота и серебра, украшенные драгоценными камнями. Игра, да и сами спортсмены, окружены в Северной Америке всенародной любовью и обожанием. Я встречал огромных кукол-хоккеистов в магазинах, кафе, на площадях и даже на фермах, а портреты игроков местных команд мелькали везде, где только можно их выставить.
В центре Торонто, рядом с высоченной телевизионной башней, находится и действующая главная спортивная арена мегаполиса — «Air Canada Center». Заглянув внутрь, удивился огромности сооружения: в несколько ярусов, на 18 тысяч человек. У нас не всякий футбольный стадион имеет столько мест, а в НХЛ такие размеры — норма.
Любопытство мое было объяснимо: сюда через неделю съезжались на турнир Кубка мира лучшие хоккеисты, в том числе и сборная России. Шансов посмотреть соревнование из-за высоких цен на билеты и окончания срока пребывания в Канаде автор этих строк имел мало. Пришлось просто бросить взгляд на знаменитый в мире ледовый дворец, чтобы потом, наблюдая дома по телевизору высокие по накалу матчи Кубка мира, тешить себя мыслью, что ты здесь тоже был.
Юрий ПРЫГОВ.
Фото автора.