Такое заявление сделал премьер-министр России Д.А.Медведев, подписав постановле­ние правительства, ко­то­рым утверждены пра­вила общественного контроля за предприя­тиями ЖКХ. Документ призван сделать работу компаний жилищно-коммунальной сферы более понятной и прозрачной для граждан. Также он предоставляет гарантии тем активным россиянам, которые проявляют инициативу и готовы поучаствовать в таком контроле.
Однако и до принятия данного постановления некоторые наши земляки проявляли инициативу и пытались отстоять свои права перед компаниями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги.
Мы рассказывали на страницах нашей газеты
о жителе села Маламино, который уже более двух лет пытается разобраться, что за цифры ему выставляет в квитанциях муниципальное предприятие «Успенский водоканал». Организация обратилась в суд по поводу взыскания с маламинца задолженнос­ти за оказанные коммунальные услуги по холодному водоснабжению за период с 1 июня 2014 года по 31 декабря 2015 года в размере 17 тысяч 220 руб­лей.
В вынесенном по делу 12 февраля 2016 года решении мирового судьи, в частности, говорится, что стороны по иску состоят
в договорных отношениях. Так как в случае, когда абонентом по договору выступает гражданин, договор считается заключенным
с момента первого фактического присоединения абонента в установленном порядке к водосети.
Абонент обязан свое­временно до 10 числа, следующего за истекшим месяцем, оплачивать коммунальные услуги.
Суд также ссылается на Постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 года №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», согласно которому в случае отсутствия приборов учета оплата производится по нормативу потребления.
Абонент пользовался коммунальными услугами, но оплату не производил, то есть добросовестно не исполнял свои обязанности по своевременной оплате предоставляемых услуг.
В итоге судом было решено взыскать всю указанную сумму задолженности
с ответчика, жителя села Маламино, в пользу МУП «Успенский водоканал».
Ответчик с вынесенным решением не согласился. Требования МУП «Успенский водоканал» он считает незаконными и необоснованными. Свою позицию маламинец аргументирует тем, что МУП «Успенский водоканал» в нарушение «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ №354 от 6 мая 2011 года, не предоставил ему, как потребителю услуги, проект договора для рассмот­рения и внесения в него существенных условий,
а именно сведений об использовании земельного участка, его площади
и т.д. Не был составлен и акт обследования земельного участка по определению используемой для полива площади участка, а также применяющихся для этого устройств, приспособлений и т.п.
Также он указал, что с 2013 года, до момента начисления новых сумм «за полив» в квитанциях
с 1 апреля 2014 года, «изменений в потреблении воды не произошло», а ресурсоснабжающее предприятие «не удосужилось провести мероприятия по заключению договора».
Свои доводы житель Маламино обосновывает тем, что вышеназванные Правила четко определяют, что плата за полив может взиматься только в том случае, если это прописано в договоре на оказание коммунальных услуг. В нем также должны содержаться все параметры использования земельного участка. Еще необходимо заявление абонента
о начале потребления коммунальной услуги — в данном случае полива.
Правила определяют, что наличие в собственности земельного участка и отсутствие у потребителя индивидуального прибора учета — это не повод взимать дополнительную плату за виртуальную коммунальную услугу. Факт пользования потребителем коммунальной услугой (поливом) надо доказать, и это прямая обязанность истца.
Кроме того, житель села Маламино указывает, что на его личное обращение в абонентский отдел МУП «Успенский водоканал» для получения всех необходимых документов, обос­новывающих законность начисления новых сумм в квитанциях, а также проведения перерасчета размера платы за потребленную воду в спорный период, он получил отказ, «о чем свидетельствует запись должностного лица истца».
Обращения маламинца в апелляционные инстанции пока также положительного результата для него не дали.
Однако прокуратурой Успенского района было вынесено представление в адрес директора МУП «Успенский водоканал» об устранении нарушений законодательства при начислении платы за потребление воды при использовании земельного участка.
На сегодняшний день житель Маламино направил новое обращение в прокуратуру Успенского района, так как «соответствующие нарушения не устранены, перерасчет не произведен, договор не заключен».
Обратимся еще раз к Постановлению Правительства РФ от 6 мая 2011 года №354, главному документу, который на сегодняшний день регламентирует наши отношения с ресурсоснабжающими организациями. В пункте 34 сказано: «Потребитель обязан при отсутствии индивидуального прибора учета в домовладении уведомлять исполнителя о целях потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек (освещение, приготовление пищи, отопление, подогрев воды, приготовление кормов для скота, полив и т.д.), площади земельного участка, незанятого жилым домом и надворными постройками, режиме водопотребления на полив земельного участка, а также мощности применяемых устройств, с помощью которых осуществляется потребление коммунальных ресурсов».
Без заключенного договора и указания в нем всех этих параметров организация, как подчеркивают юристы, не может знать (если не составлялся соответствующий акт), какая площадь земельного участка используется, какие устройства применяются. В частности, на участке может быть колонка, а может производиться полив из шланга, присоединенного непосредственно к крану домовладения и т.д. Значит, просто невозможно рассчитать норматив потребления для начисления оплаты за потребленную воду. Вернее, невозможно на законных основаниях, а с потолка, конечно, можно взять любые цифры.
В квитанциях, которые нам предоставил житель села Маламино, площадь земельного участка не указана вообще. А долг за «полив» вместе с пеней на сегодняшний день составляет уже более 30 тысяч. Особенно интересно в платежке за декабрь и январь находить вид услуги «полив».
Ознакомившись с судебной практикой по аналогичным вопросам, в решении одного из судов читаем: «Непроведение замера земельного участка истца и увеличение платы за летний полив в период < > не согласуются пунктом 49 Правил предоставления коммунальных услуг, которым определены основания для начисления размера платы за коммунальную услугу при использовании земельного участка при отсутствии прибора учета потребления воды. Такими основаниями являются: договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг; заявление потребителя о начале потребления данной услуги; акт, составленный исполнителем о выявлении факта потребления данной коммунальной услуги. Ответчиком не представлено ни одного из перечисленных оснований (документов), являющихся основанием для начисления платы.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что ответчиком (организацией ЖКХ в данном случае) не был произведен замер участка надлежащим образом до увеличения платы за ХВС (полив), не отмечено, имеется ли водопровод по огороду, в то же время до увеличения
потребитель оплачивал услугу холодного водоснабжения (полив) в предыдущие годы за < > квадратных метров, заявлений ответчику о том, что не будет ее использовать летом 2014 года, не подавал.
В этом случае решение вынесено в пользу истца, потребителя услуги.
Судя по тому, что появилось Постановление правительства об общественном контроле, проблема с оплатой услуг ЖКХ волнует многих других жителей страны, которым выставляют в платежных квитанциях непонятные — «потолочные» цифры.
Также с 1 января 2017 года вводится финансовая ответственность управляющих компаний и предприятий ЖКХ за неправильно начисленные коммунальные услуги.
Комментируя в прессе введение данной нормы, Анд­рей Чибис, заместитель министра Министерства строительства России, главный жилищный инспектор говорит: «Прозрачность расчетов за ЖКУ —
одна из важнейших задач Минстроя России. — Но очень важно при этом, чтобы сами расчеты производились корректно. То есть теперь, если управляющая или ресурсоснабжающая организация выставит некорректный платеж, она будет обязана вернуть потребителю 50 процентов от суммы превышения».
Стоит отметить, что еще в августе прошлого года губернатор Краснодарского края В.И.Кондратьев предложил управляющим компаниям продумать механизм, с помощью которого их деятельность станет максимально открытой для жителей региона. Также, по мнению руководителя региона, управляющие компании обязаны отчитываться перед гражданами за квитанции, которые они им присылают.
Редакция продолжает следить за развитием ситуа­ции. В следующих номерах газеты мы в обязательном порядке представим позицию и разъяснения руководства МУП «Успенский водоканал», так как данная проблема волнует многих наших земляков, а официального ответа после первой публикации в газете «Рассвет» — «Новый вид услуги от ЖКХ?» — мы пока не получили.
Е.ВЛАСОВА.

от admin

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.