Передо мной лежит журнал «Овцеводство», датированный 1962-м годом. Такое, казалось бы, узконаправленное издание тогда распространялось по всему Советскому Союзу и рассказывало о главных новостях в этой отрасли животноводства. Главной темой данного выпуска стало подведение итогов Всероссийского конкурса по стрижке овец оренбургским методом.
Как и положено, в журнале был опубликован основной документ — протокол заседания жюри, принятый 6 июля 1962 года. Из него мы узнаем, что оценивали участников соревнования важные и уважаемые в стране люди — сотрудники Министерства производства и заготовок сельскохозяйственных продуктов РСФСР, члены профсоюза рабочих и служащих, главный зоотехник отрасли, представители краев и областей, где овцеводство получило наибольшее распространение в советские годы.
Листаем журнал дальше. Приятно отметить, что Кубань была в числе тех регионов, которые внедряли новый, более продуктивный метод стрижки животных — оренбургский: «Итоги Всероссийского конкурса показали, что он успешно используется во многих областях, краях и автономных республиках. Участники конкурса продемонстрировали высокое мастерство. Средняя производительность стригалей в этом году среди мужчин составила 109 овец (в перерасчете на рабочий день), среди женщин — 97».
А вот и репортаж с черно-белыми снимками, рассказывающий о победителях соревнования. К слову, местом проведения такого важного мероприятия стал племсовхоз «Октябрский», расположенный в Оренбургской области. Дальше публикуется самая интересная информация: «Признать победителем среди женщин Варварину Клавдию Федоровну —
стригаля из совхоза «Кубанский» Краснодарского края, которая на стрижку пяти тонкорунных овец затратила 12 минут 45 секунд, что в переводе на 7-часовой день составляет 164 овцы. Качество работы хорошее. Присвоить К.Ф.Варвариной звание чемпиона РСФСР, наградить ее значком «Отличник социалистического соревнования сельского хозяйства» и выдать денежную премию в размере 300 рублей». С пожелтевших журнальных страниц на нас смот­рит симпатичная девушка, скромная, но улыбчивая, одетая в темную кофточку. И невольно приходит осознание — это же наша землячка! Она на соревнованиях представляла не только Кубань, но и наш Успенский район, ведь совхоз «Кубанский» располагался тогда на территории хутора Веселого!

Спустя 55 лет мы смогли найти Клавдию Федоровну, правда, после замужества она носит фамилию Архипова. Героиня сейчас находится на заслуженном отдыхе, живет в селе Успенском, куда переехала после наводнения 2002 года. Мы попросили ее рассказать о себе, о том, как она попала в число участников конкурса, как смогла добиться такого замечательного результата.
— Я родилась на хуторе Веселом в 1942 году. Мой папа Федор Ивлевич работал кузнецом, а мама Агафья Александровна была птичницей. Когда мне было всего два месяца, отца призвали на фронт. Домой он уже не вернулся, погиб на полях сражений Великой Отечественной войны. Мы так и не узнали, где и когда это произошло.
Помимо младшенькой Клавы в семье подрастало еще трое ребятишек — сестренка-няня Вера и братишки-близнецы Борик и Толик. Непросто было Агафье Александровне без кормильца их растить и воспитывать, но она справилась. Женщина не боялась работы, да и детям привила такие же трудолюбие и ответственность.
— Все, что я помню о том времени, легко описать в двух словах: голод и холод, —
говорит К.Ф.Архипова. — Мы, дети, ходили в школу, работали дома, старались быть поддержкой маме. Училась я хорошо, была спокойной и старательной. А мечтала я тогда стать врачом, но в итоге смогла окончить только семь классов школы. Для обучения в восьмом нужно было ездить в село Успенское. Некоторое время добиралась сюда на велосипеде, а потом решила, что пора бы уже помогать семье и выходить на работу.
Пятнадцатилетнюю Клав­дию взяли на работу в местное хозяйство. Сначала она была разнорабочей, трудилась там, «куда пошлют» — на сакмане, на силосе, жала вместе с остальными камыш. Везде успевали молодые девчата! А уж как трудились! С песнями, улыбками, задором! Практически сразу К.Ф.Варварина смогла заслужить уважение коллег, она потом не раз награждалась похвальными грамотами и благодарностями руководства.
Когда все подруги нашей героини были привлечены к стрижке овец, то Клаве также стало интересно новое занятие. Она решила попробовать свои силы. А уж когда в совхозе не хватает рабочих рук, то такая инициатива только приветствуется. Здесь быстро объяснили, что требуется, и направили девушку помогать остальным.
— В этом ничего сложного нет, достаточно понимать и чувствовать процесс. Нужны еще сила, ловкость, умение ладить с животными. Раньше стригли иначе: овцу клали на стол, привязывали, потом появился новый метод, когда с животным справляется один человек, он и держит, он и машинкой орудует. Процесс на кошарах идет в начале лета (май-июнь) — за 20 дней нужно постричь все стадо, а в нашем племовцесовхозе оно достигало пяти тысяч голов. Жара, пыль, шерсть… Пот градом течет.
Старательность и трудолюбие сделали свое дело — именно Клавдии доверили право представлять наш совхоз на краевом конкурсе. Проводилось мероприятие в сов­хозе «Кубанский». Сюда приехали стригали из соседних хозяйств. Комиссии предстояло решить, кто же отправится в Оренбург, куда приглашаются только лучшие специалисты со всего Советского Союза.
На краевом этапе Клавдия Федоровна заняла второе место. В делегацию вошли шесть человек. Представителей Кубани сопровождал директор Госплемстанции из Отрадненского района И.И.Яценко.
Мероприятие было грандиозным по размаху. Среди претендентов на победу находились люди, чьи имена были известны на весь Союз — лучшие животноводы, отличники социалистических соревнований… Рядом с ними Клава чувствовала себя некомфортно, тем более, что до этого момента из района она никуда не выезжала. Но Клавдия решила не опозорить себя и родной район, не ударить в грязь лицом.
И вот наступил долгожданный и волнительный момент. Конкурсанты заняли свои места. Каждому предстояло остричь по пять овец. Животное нужно было самостоятельно вывести из стада и подвести к машинке. Техника в то время была уже хоть и электрической, но неудобной, тяжелой. А ведь овцу еще нужно было держать — у нее самой процедура стрижки восторгов не вызывала.
Возле каждого работника находился судья, который засекал время. За трудом Клавдии Федоровны следил ее земляк И.И.Яценко. Вроде бы и хорошо, но на деле получилось наоборот. Не поверили опытному заслуженному животноводу, когда он озвучил результаты К.Варвариной (14 минут 29 секунд), сказали, что он специально снизил ее время, чтобы победила представительница Кубани, а та и вовсе остригла только четырех животных вместо пяти. Иван Иванович, конечно, обиделся. Кому будет приятно, если коллеги в глаза вруном называют и выводят из состава жюри? Ругались, спорили, каждый отстаивал свою правоту. В итоге решили на следующий день провести стрижку овец среди финалистов и определиться, кто прав, а кто виноват. Здесь уже подтасовать факты ни у кого не получится.
Обидело такое отношение и Клавдию Федоровну. Она сначала даже решила отказаться от участия. Но потом согласилась, выдвинув свои требования: организовать соревнования утром, когда не так жарко. К сожалению, планы не удалось реализовать: ночью выпала сильная роса, и шерсть овец была мокрой. Пришлось ждать, пока высохнет.
И вот наконец судьи заняли свои места. Приготовилась и Клава. Ей предстояло не просто бороться за победу, но и доказать всем, что ее земляк судил честно. Рядом уже расположилась главная соперница — она представляла местное, оренбургское, хозяйство, да и в прошлом году одержала здесь победу. Несложно догадаться, что все болели за Екатерину Якушеву, а не за нашу Клаву Варварину…
Когда началась работа, в голове не осталось лишних мыслей. Только команды, которые девушка выполняла четко и правильно. Иван Иванович от волнения не спал всю ночь, он нашел где-то стул и разместился рядом, с книгой в руках. Делал вид, что читает, а сам следил, чтобы судейство велось по правилам. Девушка остригла первую овцу, глянула — Якушева лидирует. Побежала за второй, вот уже и третья готова, четвертая. Где только силы брались?! Когда бежала за последней, то поняла, что значительно опережает соперницу — та только начала работать с четвертым животным. А у нее уже и пятая готова! Это была полная, безоговорочная победа, да еще и с хорошим результатом — 12 минут 45 секунд. Она опередила представительницу Оренбурга! А уж свидетелей на поле собралось столько, сколько не на каждом футбольном поле увидишь. Успех успенской девушки был неоспорим. Ей рукоплескали, кричали «Ура!», а она скромно улыбалась.
— От волнения и переживаний даже мыслей не осталось. Я была как во сне, эмоции перегорели еще на старте. Осознание пришло позже. А потом стали делить призы. И тут И.И.Яценко сказал, что самый дорогой подарок нужно мне отдать. После того, как его уже один раз обидели, никто не решился спорить. Так у меня появился телевизор. Этого чуда техники на хуторе ни у кого в 1962 году не было.
Организаторы устроили участникам настоящий праздник. У победителей брали интервью. Об успенской девушке даже стихотворение сочинили. Потом была дорога домой, поздравления, благодарности, восторги друзей. И начались обычные трудовые будни. И тут, как выстрел в тишине, через десять дней прозвучало приглашение ехать в Моск­ву. Посмотреть на работу стригалей, пообщаться с победителями захотел глава государства —
Генеральный секретарь
ЦК КПСС Н.С.Хрущев.
— Благодаря полученной премии я смогла купить себе светленькое платье и туфли. Ох, и радости было! — вспоминает К.Ф.Архипова.
Когда приехала в Москву, то меня, как положено, встретили, разместили. Выступать приходилось на специальной сцене. Здесь трудностей у меня не возникло. А вот когда спускалась с нее, ко мне подошел Н.С.Хрущев. Он захотел лично пожать руку победителям конкурса. Этот момент был запечатлен фотографами, и снимок даже напечатали в газете.
Издание с фотографией нашей землячки, а она вышла в ближайшем номере, разлетелось по всей стране. Получили ее и в родном Веселом.
— Ой, смотрите, Хрущев нашей Клаве руку жмет! Вот молодец, девчонка! Где она? Небось, по
Москве гуляет? — загомонили люди в хуторском магазине. И каждому хотелось посмотреть на героиню. Ведь никто такого и подумать не мог раньше, представить и помечтать боялся. Сам Никита Сергеевич поздравляет!
И тут в магазин зашла скромная Клава. Потом еще не раз ей пришлось рассказывать историю о конкурсе и встрече с главой государства. Руководство хозяйства выделило девушке необходимые для строительства дома материалы. После установки телевизора, а для него антенна понадобилась высотой 25 метров, в доме Клавдии собирались соседи и родственники. Комната была битком набита народом.
Когда К.Ф.Варва­риной исполнилось 22 года, в Веселый из Грузии приехал ее будущий муж — молодой специалист Петр Васильевич Архипов. Он начал работать в совхозе киномехаником. Позже любимому делу научил и свою жену, тем самым осуществив самую заветную мечту девушки.
— Любовь именно к этому виду искусства проснулась у меня рано. Самым большим счастьем была возможность увидеть на большом экране советский фильм. Денег на билет в детстве у меня не было, но я всеми правдами и неправдами пробиралась на сеанс, меня выгоняли, но я не сдавалась. В следующий раз все повторялось снова. А тут вдруг вся моя работа стала связана с новыми лентами, да и на игру любимых артистов можно было смот­реть часами! Больше всего мне нравились фильмы о героях войны, простых тружениках, колхозниках, — делится воспоминаниями К.Ф.Архипова.
Клавдия Федоровна так до пенсии (23 года) и проработала киномехаником, воспитала сына. Она неоднократно награждалась грамотами и благодарностями. Но самой своей главной победой считает именно ту, одержанную в Оренбурге. Жаль только, что после наводнения не сохранились ни газета, ни медаль…
Ю.АНДРЕЕВА.
Фото Е.Мерзлякова и из семейного архива К.Ф.Архиповой.

от admin

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.