Раиса Ивановна Валькова родилась в октябре 1926 года в селе Безо­пасном Труновского района Ставропольского края. После переезда в село Коноково училась в местной школе. А вот десятый класс девушка окончила уже в женской средней школе №20 города Армавира.
— Перед войной я работала в колхозе имени Ворошилова, в садово-огородной бригаде учетчиком, — рассказывает Раиса Ивановна. — После того, как на нашу страну напала фашистская Германия, всю молодёжь направили на укрепление населённых пунктов. Я трудилась в оборонительной бригаде под Армавиром. Мы рыли окопы и возводили валы. Второго августа 1942 года мы работали недалеко от моста через Кубань — между Прочноокопом и Красной Поляной. Вдруг налетели фашистские самолёты и начали бомбить город и прилегающие дороги. Опус­каясь ниже, строчили из пулеметов, высаживали десант. Техника в небе разворачивалась по второму, по третьему кругу, посылая на нашу малую родину смертоносное оружие. Территорию заволокло дымом. Это была взорвана нефтебаза.
В это время я с сестрой находилась около реки. От страха мы побежали к Красной Поляне, но самолеты были уже почти над нами. На Прочноокопской горе высадился десант. Сверху на мост сбрасывали бомбы, чтобы отрезать путь к отступлению наших войск, которые скопились на этом участке.
Раиса Ивановна вспоминает, что снаряды часто падали в реку. Попадая в воду, они создавали оглушительный шум и всплеск воды:
— От этого мы глохли, казалось, что лопаются ушные перепонки. Мы бросились к домам, вместе с нами покидали место и военные постовые, охраняющие мост. Снова взрыв, снова пулемётная очередь. Бежавший рядом со мною офицер толкнул меня к стене, мы упали на землю. Он прикрыл меня собой. В этот миг, спустившийся самолет, строчил из пулемета, расстреливал нас почти в упор. Меня оглушило. Я не понимала, что происходит. Когда открыла глаза, кто-то стаскивал с меня офицера, у которого была оторвана до локтя левая рука и имелось ранение в бок. Санитары положили мужчину на носилки и быстро понесли к машине скорой помощи. Мне тоже стали оказывать помощь, но тут появилась моя сестра, которая быстро стащила меня с носилок. Она боялась потерять меня в военных госпиталях. Я не видела оторванного рукава блузки, окровавленного сарафана, не чувствовала боли от зияющей раны на руке и осколка в боку между рёбер, мы спешили дальше — в глубь какого-то сада.
Пробегая мимо одного из дворов, я увидела картину, от которой и сейчас стынет кровь: посередине двора лежит мальчик, лет четырёх, в луже крови с оторванными ножками, бьётся в конвульсиях, будто пытаясь встать. Ужас!..
Стремимся изо всех сил вперед, но тут нам навстречу бежит лейтенант с пистолетом в руке и кричит: «Куда? Откуда? Марш за город!». Добрались до бомбоубежища, хотим спрятаться, пересидеть обстрел. Едва ступили на ступеньку, как заметили внизу в уголке беременную женщину с огромной раной в боку. Она пыталась руками зажать ее, но кровь не останавливалась. Ее покидают силы, она делает последний вздох… Мы снова побежали в чей-то сад. В глубине видим две молодые невысокие вишни. Мы ползём под их пушистые ветви, но тут что-то гонит нас дальше. А грохот вокруг стоит неи­моверный. В конце огородов нас остановил военный фельдшер. Увидел у меня ранение, сделал перевязку, а я уже дальше идти не могла…
Когда дали отбой воздушной тревоге, мы снова пошли к мосту. Места, где мы находились несколькими часами ранее, было не узнать. Молоденьких вишен не стало, на их месте виднелась огромная яма — воронка от бомбы, на дне которой блестела вода. Огороды — будто вспаханы, все грядки засыпаны землёй.
Я не могла двигаться самостоятельно, меня дотащили к дороге, усадили на линейку (небольшую телегу для четырех человек). Вернулась к отцу и матери раненой, получившей контузию. Осколок мне вытащила медсестра без всяких обезболивающих. Левая рука полтора года вообще не работала, так как была раздроблена кость и повреждено сухожилие, пальцы были сжаты в кулак. Пришлось долго лечиться в военном госпитале Армавира.
Когда я училась в десятом классе, нас готовили на фронт медсестрами, но для меня фронтовой путь закончился… Никогда не забыть тех страшных дней, которые пришлось пережить. Не стереть из памяти той общенародной радости и гордости за наших воинов-победителей. А еще мне запомнилось то, что в такое тяжелое время вокруг меня всегда были добрые, умные люди, которые помогли остаться в живых и не стать калекой.
…Столько лет прошло, но Раиса Ивановна, которая сейчас живет в селе Коноково, с неутихающими болью, волнением, грустью вспоминает те события. Они остро и пронзительно запечатлелись в памяти ветерана. В канун Дня Победы героиня этого рассказа принимает поздравления от родных и близких, жителей, работников администрации, библиотеки, других учреждений. К ней в гости спешат школьники и молодежь. А она не устает желать дорогим гостям только одного: лишь бы не было войны! Пусть будет мир на планете!
О.ЗУБАХИНА.
Фото автора.
Воспоминания ветерана записаны в 2009 году.

от admin

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.