Эти строки написал в 1941 году известный русский писатель, поэт и прозаик Борис Пастернак.
Но останутся воспоминания свидетелей тех событий, и сохранить их — наш общий долг. Свои записи о том времени сделал и Алексей Игнатьевич Богомолов, уроженец хутора Южного, ныне житель села Успенского.
Более 70 лет хранит он пачку подлинных писем с фронта. Часть листков уже трудно прочесть, а из других можно узнать, чем жили наши бойцы в военные будни. Письма очень личные, там нет никаких подробностей боев, да и нельзя было об этом писать, а наполнены они тревогой о родных, оставшихся дома, житейскими заботами, вопросами о близких родственниках и друзьях.
С началом Великой Отечественной войны и объявлением мобилизации, как вспоминает Алексей Игнатьевич, в июле-
августе 1941 года в армию призывали парней 19-30 лет, а в октябре уже мужчин постарше, 43-45 лет.

Павел

В семье Богомоловых все еще спали, когда ранним утром 20 августа в окно их хаты постучал конный нарочный и громко сказал:
— Богомолова Павла призывают в армию, он должен срочно сегодня явиться в военкомат с вещами.
Домочадцы кинулись собирать старшего сына, девятнадцатилетнего Павла. Мама с сестрой Катей укладывали провизию в полотняную сумку, а сам призывник пошел попрощаться с родственниками.
Проводить его в райцентр у отца и сест­ры возможности не было, нужно было идти на работу, поэтому к военкомату в село Успенское с ним поехали мама и младший брат Ленька, как звали домашние в детстве Алексея Игнатьевича.
Будущий воин, Павел при расставании не проронил ни слезинки, только крепко пожал руку братишке и обнял маму. Конечно, никто из них тогда и представить не мог, что прощаются они навсегда.

Отец

В память Алексея Игнатьевича Богомолова «сердечной болью», как он пишет, врезались и проводы отца на вой­ну 31 октября 1941 года. К нему подросток был особенно привязан, много времени они проводили вмес­те.
Игнат Минаевич Богомолов работал пчеловодом в колхозе «Красный юг». С наступлением тепла пасеку всегда вывозили в поля, на разнотравье. Ленька следил за поилкой пчел, обивал рамки, вел дневник пчеловода, регулярно записывая показания термометра. А сделав все дела, отец с сыном часто беседовали в вечерней тиши родных просторов обо всем на свете.
Поэтому предстоящая разлука прос­то жгла мальчишке сердце. Повестку о мобилизации им также доставили ранним утром. На сборы отводилось совсем немного времени. Вместе с И.М.Богомоловым провожали еще двоих хуторян. На бричке, чтобы ехать в село Успенское, подростку места не нашлось, его хотели оставить дома, но он, не обращая внимания на уговоры, как собачка, бежал за телегой. От нагрузки, волнения и обиды перехватило дыхание, из носа хлынула кровь, но Ленька, не сбавляя темпа, продолжал резво перебирать ногами, утирая рукавом алую сукровицу. Выехав за хутор, кучер сжалился над мальчишкой и позволил ему занять место среди взрослых.
Когда приехали в Успенку, отец повел все семейство к фотографу, и снимок, сделанный в тот октябрьский день, такой погожий и теплый, но до краев приправленный горечью расставания, до сих пор хранится в семейном архиве Богомоловых.
После обеда колонна мобилизованных мужчин разных возрастов, сопровождае­мая рыданиями провожающих, от стен военкомата двинулась строем по улице Ленина в сторону села Коноково, к вокзалу, где команде предстояло погрузиться в военный эшелон для отправки на фронт.
— Когда фигура отца скрылась из виду, —
пишет в своих воспоминаниях Алексей Игнатьевич, — я не выдержал, вырвался от матери, державшей меня за руку, и побежал следом за уходившими на войну мужиками.
Так он бежал за ними до речушки Бейчуг в Коноково. С горы навстречу ехала телега с хуторянином Иосифом Мальцевым, отец выбежал из строя и попросил возницу отвезти Леньку домой, к матери.
— Простите и прощайте, оставайтесь
с Богом, — такими были его последние слова при расставании.

Письма

Удивительно, но письма от отца и брата приходили почти каждую неделю, правда, недолго. По скудным сведениям из военных треугольников Алексей Игнатьевич составил списки тех мест, где проходил боевой путь отца и брата. У каждого за год с небольшим набралось около двадцати географических пунктов.
Последнее письмо от отца пришло в июле 1942 года из Ворошиловоградской области (ныне Луганская, Украина), а от брата — в январе 1942 года с фронта под Старой Руссой.
Из письма Павла от 3 января 1941 года: «В первых строках письма передаю вам чистосердечный красноармейский привет и целую вас всех несчетно раз. Служба проходит хорошо, но здесь холодно, морозы бывают до 35 градусов. Ездил я по всему городу, видел все, теперь имею представление, какая она, Москва. Мама, передавайте от меня привет бабушке, дедушке. Если вздумаете ехать, то не надо, у нас часто бывают тревоги, все наши ребята со мной. Не обижайтесь, что плохо написал, писал больной рукой».

Дети военного времени

Проводив старших мужчин на фронт в 41-м, подростки заняли их места на полевых станах: стояла горячая уборочная пора.
— Лозунги тех лет «Родина-мать зовет» и «Все для фронта, все для Победы!», — рассказывает Алексей Игнатьевич, — были для меня, одиннадцатилетнего подростка, не пустым звуком. Вместе со сверст­никами трудился ездовым, скирдовал солому, сортировал зерно по ночам, работал и прицепщиком, и почтальоном, и даже конным нарочным. В мои обязанности входило развозить на лошади без седла срочные телефонограммы, поступавшие из райцентра в совет хутора Подковского, по другим хуторам, в село Трехсельское, где находилась Южно-хуторская МТС, телефонной связи тогда ведь не было!
Подростки военного времени гордились тем, что их труд, не по возрасту тяжелый, впрочем, как и всех тружеников тыла того времени, смог приблизить великую Победу. А.И.Богомолов награжден медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», другими юбилейными медалями.

Память, память…

Окончив десять классов в селе Трехсельском, Алексей Игнатьевич мечтал стать военным и служить Родине. Как когда-то ей служил его дед по материнской линии, Прохор Минае­вич Князьков, участник Первой мировой 1914 года, гражданской войны 1918-1921 годов, оказавший большое влияние на формирование мировоззрения подростка. Фото деда в военной форме также хранится в домашнем архиве Богомоловых.
Хотел он равняться и на не вернувшихся с войны отца и брата. Только в 1946 году в дом принесли одно за другим два страшных известия, что И.М.Богомолов и П.И.Богомолов пропали без вести в 1943 году.
Это обстоятельство поставило крест на военной карьере Алексея Богомолова. Он не прошел мандатную комиссию в Краснодаре, так как пропавшие без вести тогда приравнивались к предателям. Юноша поступил в Армавирский пединститут, стал учителем математики, отработал положенное время по распределению в Осетии, а затем переехал в Баку, где жила старшая сестра Екатерина. Более 30 лет он трудился в одной из городских школ, и до сих пор ее ученики поздравляют любимого учителя с днем рождения. В школе он встретил и свою вторую половинку, преподавательницу французского языка, красавицу Сусанну Николаевну. Ее портрет висит в доме на почетном месте вместе с фотографиями мамы, отца и брата Павла.
Мама Алексея Игнатьевича, Мария Прохоровна Богомолова, была участницей Всесоюзной сельскохозяйственной выставки 1955 года как одна из лучших птичниц колхоза имени Ленина, и в архиве у сына сегодня хранится ее удостоверение к медали участника ВСХВ.
После ее смерти в конце 80-х годов чета Богомоловых переехала на Кубань, и некоторое время Алексей Игнатьевич преподавал в средней школе №1 села Успенского.
Сегодня многим жителям района Алексей Игнатьевич известен как самобытный поэт, выпустивший сборник «Поэзия любви», и как прозаик, чьи воспоминания о хуторе Южном можно взять и прочесть в библиотеке.
— Я люблю Успенский район и радуюсь, что здесь моя малая родина, — говорит А.И.Богомолов. — Я горжусь своими родными, дедом, отцом, мамой, братом и как бы ни было тяжело и больно, я не хотел бы другой истории своей семьи кроме той, которая сложилась, и о которой мы бережно храним воспоминания, письма, документы и фотографии.
Е.УСПЕНСКАЯ.
Фото Е.Мерзлякова.

от admin

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.