Все, знающие Николая Андреевича Макаева, скажут вам, что сама природа наградила героя нашего рассказа пытливым умом  и любознательностью. Для того, чтобы постигал он всю жизнь ее сокровенные тайны и использовал их в своей работе на пользу людям, преобразуя эти знания в высокие стабильные урожаи. Эти же качества служат ему источником постоянной энергии и стремлению двигаться вперед.

Своими учителями он определил для себя «гегемонов растениеводства»: К.А.Тимирязева, Д.Н.Прянишникова, Н.И.Ва­вилова, первого русского агронома А.Т.Бо­лотова. И постигал агрономическую науку на их трудах, стараясь всегда соответствовать высочайшей планке профессионального мастерства, которую самостоятельно для себя и задал. Их имена и фамилии записал однажды на обложке своей «Книги истории полей», которую начал вести в далеком 1985 году. Сами за себя говорят и названия других объемных трудов маламинского агронома: «Защита семян», «Семеноводство», «Земельный баланс», «Акты отбора проб», «Структура посевных площадей».
Делать записи наблюдений в специальных дневниках агрономов учат в институтах, но мало кто из аграриев следует потом этому основному правилу. Для Николая Андреевича это стало частью его практической работы: спустя десятилетия им накоплены многолетние наблюдения, бесценные сведения о полях хозяйства, в котором Н.А.Макаев трудится уже пятьдесят лет.
Его весомые достижения и личный вклад в развитие сельского хозяйства Кубани отмечены многими почетными званиями и высокими наградами государства, не раз он становился героем публикаций как в нашей районной газете, так и в краевой прессе.
Николай Андреевич рассказывает, что первый раз в Маламино он «примчался» со своим родственником на мотоцикле «Ява».
— Зашли к председателю, Юрию Андреевичу Хижняку, а он посмотрел на нас и говорит: «Ох, хлопцы, вы такие шустрые, наверное, тут работать не будете», — вспоминает Н.А.Макаев. — А я ответил: «Нет, будем работать!».
Председатель колхоза тогда, к счастью, ошибся. Николай Андреевич с детства привык справляться со многими трудностями. Он родился и вырос в семье крестьян в белорусской деревне. Его отец, Андрей Егорович, был руководителем МТС, с первых дней войны ушел на фронт, а в 1943 году сгорел в танке под Сталинградом. Да и сам маленький Коля Макаев едва не погиб, когда, спасаясь от фашистов на телеге со старшими родственниками, они наткнулись на мину. Но повезло, родился в рубашке. Его далеко отбросило взрывом, а потом сильно обгоревшего сынишку долго выхаживала мама, Ольга Андреевна. А он, когда подрос, стал первым ее помощником и опорой, проявляя настоящий мужской характер. По еле заметной тропке в дремучем лесу бегал в школу на лыжах по 10 километров, сюда же после занятий ездил за дровами, чтобы было чем топить в доме. Да и как иначе? Стойкость характера была чертой семейной. Его дядя, Адам Егорович, воевал в партизанах вместе с будущим руководителем Белоруссии К.Т.Мазуровым, написал потом несколько книг воспоминаний. Партизанкой была и тетя, Мария Анд­реевна, которая сейчас проживает в Москве.
В далеком 1968 году назначили молодого специа­листа сначала агрономом второго отделения, а через год — главным агрономом колхоза имени Калинина: доказал, что трудиться он умеет на совесть.
Урожаи в те годы в колхозе были далеко не такими знатными, пшеницы получали по 35 центнеров с гектара. Вот и начали «дружить с наукой», «закрутили» новые сорта. Молодой агроном стал ездить по научным институтам, знакомиться с кандидатами и профессорами, свел личное знакомство с самим знаменитым селекционером П.П.Лукьяненко, чье имя носит сегодня научно-исследовательский институт в Краснодаре. «Разжился» тогда уникальными семенами нового сор­та пшеницы «Спартанка», привез полмешка — такая радость была!
У другого выдающегося селекционера — В.М.Шевцова — ячменя семенного «выпросил». Виктор Михайлович, как рассказывает Николай Андреевич, несколько раз в колхоз потом приезжал, смотрел, как тут его семена «кохают».
Так и собирал молодой агроном уникальные сор­та для родного хозяйства буквально по горсточке. А вот сою по тем временам аграрии не очень жаловали, да и ее переработка налажена не была. Николай Андреевич рассказывает, как однажды приехал в колхоз один из очень настойчивых селекционеров, чтобы заинтересовать маламинцев выращиванием этой культуры. Встретили его, как водится, хлебом-солью, стол накрыли. А он с собой привез котлеты соевые и начал угощать и нахваливать.
— Юрий Андреевич Хижняк откусил, поперхнулся и кричит мне: «Быстро езжай в бригаду и привези настоящих, нормальных котлет из мяса на закуску!..» —
вспоминает Н.А.Макаев.
Правда, небольшую делянку перспективных сор­тов тогда все же посадили.
Сейчас — другое дело. На будущий год под сою выделили в «Кубань-Маламино» уже 800 гектаров: дело выгодное, да и как предшественник она отлично подходит для всех культур.
А вот люцерна в советские годы пользовалась большим спросом, так как «животноводством капитально занимались». Одних дойных коров 1 200 голов было, около трех тысяч крупного рогатого скота на откорме, свиней и овец —
тысяч по пять. По плотности животноводства на 100 гектаров пашни колхоз имени Калинина занимал первое место в районе.
Пахотных земель в 90-х годах прошлого века в хозяйстве было около 6 тысяч гектаров, сейчас почти вдвое меньше — 2 907 гектаров. Но и тогда, и сейчас доминировали зерновые колосовые, процентов 50 занимает пшеница и ячмень.
В прошлом году снова посеяли элитную пшеницу —
Безостую-100. Кубанские селекционеры вернулись к этому сорту спустя много лет. Теперь своих семян Безостой есть на 150 гектаров, да еще на 70 гектаров взяли суперэлиты и элиты.
Как вспоминает Николай Андреевич, была в свое время на базе хозяйства и школа передового опыта по выращиванию сахарной свеклы. Пришли к ней не сразу. Когда начинал работать молодой агроном, свеклу возделывали вручную: «За сурепкой желтой и корней сахарных практически видно не было».
— А я принципиальный был, — рассказывает Николай Андреевич, — женщины наши свеклу пололи, а мы им оценки ставили, по результатам и оплата шла. Иду по полю и показываю: вот это плохо, а здесь — хорошо, где-то двойку поставил. Работницы — в слезы… «Так вы брак-то не гоните!» —
говорю им. По пять гектаров брали делянки. Всех родственников выводили на прополку: тех даже, кто в село в гости приезжал к первому мая, родителей проведать.
При ручном методе возделывания ограничивались, как правило, двумя прополками, а теперь за сезон выращивания свек­лы восемь раз ее обрабатывают против сорняков и болезней.
Но отказаться от использования ручного труда в выращивании свеклы было непросто. Опыт перенимать ездили в Усть-Лабинск к М.И.Клепикову — «свекловичному королю», дважды Герою Социалистического Труда. Постепенно и сами вышли на отличные показатели. По валу сдавали больше, чем в успенской «Надежде», а по урожайнос­ти занимали третье место в крае, получив более 450 центнеров с гектара.
Появились в хозяйстве и свои герои: свекловичница Л.А.Шепилова три ордена Славы получила. Отлично работал звеньевой В.И.Сердюков. Да и весь коллектив был слаженный, трудолюбивый.
— По 12-13 гиперсортов свеклы я выращивал, —
продолжает свой рассказ Николай Андреевич, — проверял на урожайность и на сахар. Один сорт дал 18 процентов сахаристос­ти. Это очень хороший показатель. Приехал я к Геннадию Васильевичу Конькову, в ту пору — директору сахарного завода, и с гордостью так говорю: «Я сегодня свеклу 18 буду везти!». А он мне: «Да хоть 40 вези, а у меня все равно больше 14 по сахаристос­ти не выйдет».
Деляночки экспериментальные еще маленькие были, по 10-15 гектаров, и отдельно полученный там урожай переработать было невозможно — только в общей массе.
Жизнь в колхозе была интересной и насыщенной: не только трудились дружно, но и спортом занимались (в футбол любили играть, в волейбол, успенцев не раз вызывали на спортивный бой).
Николай Андреевич тоже был спортсменом и сейчас свой день начинает с гимнастики. Увлекался он в молодости и велоспортом. Однажды по дороге на совещание в краевую столицу рассказал руководителю района В.В.Куземе о том, что победителю велогонки майку лидера вручают, так и появилась на успенской земле новая традиция — лучшему агроному среди всех хозяйств вручают желтую майку лидера жатвы. Сам Николай Андреевич становился ее обладателем 12 раз!
С Виктором Васильевичем Куземой связана и еще одна памятная история. В районе все знали о записях Николая Андреевича, в том числе, и по наб­людениям за погодой, и часто обращались к нему за советом, как к эксперту по многим вопросам.
На одном из совещаний в администрации, когда Николай Андреевич уже заканчивал свой доклад, В.В.Кузема спросил, какая будет погода в ближайшие часы, а за окном стояла летняя жара.
— Кто занимается сенокосом — бегом с совещания! — дал свой прогноз Николай Адреевич. — Скирдуйте сено!
В далеком советском прошлом, как вспоминает Николай Андреевич, было много полезного, что можно использовать и сегодня. Очень дорожили тогда в колхозе имени Калинина хорошими работниками. По решению правления молодым механизаторам, которые уходили служить в армию, делали перечисления на книжку, а по возвращении выдавали подъемные, обеспечивали жильем.
Сейчас после института молодым специалис­там трудно найти работу, везде требуется опыт, так почему бы не ввести производственную практику после каждого теоретичес­кого курса и засчитывать ее в трудовой стаж?
Предоставленную ему самому возможность сделать карьеру руководителя Н.А.Макаев не использовал. Хотя полгода исполнял обязанности председателя колхоза имени Калинина, когда Ю.А.Хижняк Успенский райисполком возглавил. Послали Николая Андреевича в край, на утверждение, а он взял и отказался.
— Я, — говорит, — к земле прирос, так на ней и буду трудиться.
Опыт и знания Н.А.Ма­каева и сегодня востребованы в ООО «Кубань-Маламино».
Николай Андрее­вич показывает последние расчеты, стратегию посевных работ, разработанную до 2019 года. В каждой колонке здесь проставлены номера полей, их площадь, названия культур-предшественников, качество и даже количество семян, которые предстоит посеять. И если на гектар рассчитано несколько миллио­нов семян, то на погонный метр их идет 75 штук.
По данным одной из последних сводок управления сельского хозяйства, ООО «Кубань-Маламино» лидирует сейчас в районе по урожайности сахарной свеклы, получая по 614 центнеров с гектара; лучший результат достигнут здесь и по сое — 21,4 центнера с гектара, и по подсолнечнику — 27,1 центнера с гектара.
Маламинцы грамотно используют бесценный, наработанный годами опыт, передовые технологии обработки почвы и возделывания культур, неукоснительно следуя всем рекомендациям теоретической науки и практики.
— Само слово «агроном», —
подчеркивает Николай Анд­реевич, — включает в себя два понятия: «агрос» —
поле и «номос» — закон. Вот мы и проводим строго по закону все работы на полях, вкладывая в работу не только любовь и заботу земледельцев, но и результаты научных разработок.
— Наука — это прогресс, —
говорит на прощание Николай Андреевич Макаев. —
Не будешь заниматься наукой — отстанешь. А мы привыкли работать творчески и постоянно совершенствоваться!
Е.УСПЕНСКАЯ.
Фото Е.Мерзлякова.

от admin

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.