В судьбе этой скромной труженицы, о которой нынешний сегодня рассказ, дорогие читатели, отразилась судьба целого поколения, чье отрочество пришлось на военные годы, а юность — на восстановление разрушенного фашистами народного хозяйства. На их долю выпало столько испытаний, что, казалось бы, где только силы брали, чтобы вынести все тяготы и лишения. Но они не сломались, не сдались. Есть в наших людях старшего поколения особый стержень, который помогает им и в преклонном возрасте оставаться активными и деятельными, и продолжать трудиться, трудиться и снова трудиться. Просто не могут они по-другому, так их сама жизнь научила.

Только все меньше их среди нас. Вот и в селе Марьино, на Гаражной, где так весело и интересно летним жарким днем прошел праздник улицы, чествовали Антонину Гавриловну Адылову, «самую состоятельную» по количеству прожитых лет среди соседей. Эта публикация о ней, своего рода посвящение всем землякам-успенцам, чье главное богатство —
достойно прожитые годы.
В августе Антонина Гавриловна отметила 88-летие со дня рождения. А еще три года назад, на свой юбилей, она накрыла такой щедрый стол, что до сих пор соседи вспоминают с восхищением о ее гостеприимстве и кулинарных изысках. Ведь готовила и пекла именинница все сама.
А.Г.Адылова родилась в Гулькевичском районе, а переехав после войны с родителями в Марьино, так дальше Армавира никуда и не выезжала. Ее трудовая биография практически вся связана с местным совхозом и птицефабрикой.
Бомбежки и тяжелейший труд на земле-кормилице — вот все ее воспоминания о детстве и юности.
Работать она пошла пос­ле трех классов школы. В подростковом звене «работали на червях», лазали по веткам деревьев (хозяйство разводило шелкопрядов), убирали вручную пшеницу, вязали ее в снопы, складывали «в кресты» и тут же ночевали. По очереди караулили быков, чтобы не украли. Рассказывает, как кукурузу убирали под светом луны, зимой, ломали замерзшими руками заледеневшие початки.
Помнит, как привела их звеньевая первый раз на пшеничную делянку и сказала:
— Вот так, девчата, хотите — руками рвите, хотите —
косите, а только пшеницу убрать нужно споро и аккуратно… Вот и научилась Тоня ловко управляться с косой.
Так и пролетела вся ее жизнь: в трудах и потерях. На войне погиб старший брат — кавалерист, потом умерли две старшие сестры. А когда похоронила родителей, то Коваленко, председатель совхоза, пришел к ней с предложением:
— Отдадим мы тебя, Антонина, замуж. Ты одна, и жених, что у нас на примете, тоже один.
Огорошив молодую невесту, руководитель распорядился, чтобы работницы хозяйства наварили побольше самогонки из «буряка». Так и сыграли веселую свадьбу.
Мужа Александра в селе звали «Абдулой». Мальчишкой он убежал от отца —
из Узбекистана на войну. Приняли его сыном полка в одной из воинских частей, так он с подразделением и передислоцировался по-­
том под Новокубанку. В Марьино пас коров, потом работал на птицефабрике ездовым.
Молодым выделили кро­хотную комнатку в бывших «немецких хатах», где помещались только печка и кровать…
На удивление, жили дружно. Со временем появились красавцы-сыночки — Анатолий и Сергей.
— Одного с собой на работу брала, — вспоминает Антонина Гавриловна, — а второго по соседям оставляла.
В пятидесятых начали строиться, совхоз помог — ссуду дали. И стоит теперь на их подворье добротный дом. Как записано в трудовой книжке, в 1957 году совхоз был преобразован в Армавирскую птицефабрику. Работала в бригаде на вакцинировании птицы. А управившись в корпусах, частенько спешила, как и другие, на станцию в Коноково разгружать вагоны с комбикормом.
А дома хозяйство большое, с коровами, поросятами, птицей и огород большой. Слушаешь рассказы наших ветеранов, и каждый раз диву даешься:
когда все успевали, и как на все хватало сил?
Казалось бы, после тяжелого детства и юности теперь бы только жить и радоваться. Дом есть, сыновей выучили: Анатолий, окончив институт, работал в Сочи главным инженером, а Сергей — водителем на птицефабрике. Оба создали семьи, родили детей. А теперь уже дождалась бабушка и правнуков!
Но коварная болезнь отобрала у нее сначала старшего сына, а потом — смертельная ножевая рана, нанесенная младшему на родной улице в Марьино, вырвала у матери и младшего сыночка. Тех, кто ударил тогда Сергея, так и не нашли.
— Я когда постоянно в работе, забываюсь, — говорит Антонина Гавриловна, —
а так, наверное, с ума бы сошла.
Она и сегодня хозяйка знатная: и огород всегда ухоженный, и цветники во дворе, и от закруток полки ломятся.
— Все родные меня ругают, что и хозяйство еще держу, — говорит Антонина Гавриловна, а я не могу по-другому, привыкла крутиться в работе целыми днями.
Она и птицу на подворье держит, и ездит сама в Армавир мясо и яйца продавать, там, у тети Тони, есть свои постоянные клиенты.
— Труд красит человека, — Антонина Гавриловна произносит эту известную фразу с таким чувством, как будто она сама и есть ее автор — выстрадала и выверила на своем жизненном опыте.
На ее нарядной кофте — юбилейные медали Великой Отечественной войны, а в трудовой книжке — множество записей о благодарностях, ценных подарках и премиях. А еще —
о занесении ее фамилии на Доску Почета.
Жительница Марьино, позвонившая в редакцию, чтобы рассказать о своей соседке, попросила ее имя не называть. Мы свое обещание выполняем. Но спасибо огромное всем, кто внимателен к старшим, к землякам. А т.Тоня говорит о соседях, как о родных, с восхищением, уважением и любовью. Есть в этом поколении что-то такое, чего никогда не было и не будет у нас…
Е.БЕСЕДИНА.
Фото Е.Мерзлякова.

от admin

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.