Злой дракон решил похитить у людей солнце.
Но, схватив его, он сильно обжег лапы.
От злости стал рвать и топтать огненный шар. Упавшие на Землю солнечные искры превратились в белые хризантемы.
Корейские хризантемы на Руси называют дубками.
Вероятно, сравнивая их с величественными деревьями, —
символом мощи, выносливости, долголетия и благородства.

Рыжая осень овладела природой. Угасли огни пышных цветов, только хризантема, распуская свои бутоны, заливая свежий воздух несравненным ароматом, смело объединяет легкий холод зимы и теплое дыхание лета. Поистине она — царица осени!
Зреет «золото» на глазах, изящно падает на ноги. Разноцветье листвы и особое ее шуршание — визитная карточка октября. В его начале частенько днем жарило до +30 градусов, а ночью воздух остывал чуть ли не до заморозков: стыли руки, ноги просились в ботинки, а тело — в куртки, изо рта шел пар. 16 октября 1988 года выпал первый снег и лежал целый день. А с 15-го числа, но уже 1995-го, снежное одеяло пролежало намного дольше.
Не от хорошей жизни улетают последние пернатые стаи. Вон их еще сколько! «Клином» покидают родные края журавли, «цугом», то есть друг дружке в затылок, — утки. Видели тысячные(!) стаи скворцов? По нескольку сот путешествуют зяблики, чижи и зеленушки. Перепел же, как и коростель, пошел пешком до Черного моря: он его перелетит и побежит к мысу Доброй Надежды, что в Южной Африке. Успенский марафонец! Но по весне ждем его веселую задорную песню: «Спать пора! Спать пора!».
В октябре тридцатилетней давности в школу принесли лебедя шипуна, у которого дробью было перебито крыло. Мужественно, гордо и с достоинством перенесла большая птица обработку раны и перевязку. На юннатском собрании решили: поживет страдалец пока в одной семье… Сколько же было принесено для его пропитания зерна и семечек, молотой дерти… Сколько было оказано внимания, сострадания! Через несколько дней лебедь был официально отправлен на станцию юннатов в Армавир. А стрелял в это пернатое совершенство, символ красоты и верности взрослый человек, вчерашний школьник. Что могло произойти с ним за несколько лет, чтобы он смог поднять руку с ружьем на шипуна?
Скорость полета птиц не особо велика: больше она у стрижей — до 110 километров в час, у уток — 90, у скворцов — 70, а у гусей, лебедей — всего 35-40… Воробьи же стайками встречают и провожают перелетных, о чем-то чирикают. Для них полет продолжительностью 30 минут — смертелен, не хватает намного силенок. Вот они с воронами, сороками, сойками — оседлые. Благо, что с живого корма легко переходят на любой другой — подножный. Синицы и дятлы могут находить любимое пропитание и зимой…
Машут на прощание рябинки и березки, ясени и клены. В это время появляются зайчата-листопадники: у ушастых осенью второй приплод. Бегут с полей в село мыши, к закромам да к столам с крошками. А за ними — хитрые лисицы в гости заглядывают, могут заодно курочек и уточек пощипать.
В лесу созрели желуди. Хороший дуб в урожайный год (каждые 4-8 лет) может до 40-60 килограммов желудей родить! Как тут не набрать жирку диким кабанам! Только вот в поисках корма им за ночь приходится прошагать до 20 километ­ров, днем же они отдыхают. В это время их можно встретить и в селах. Умеют себя защитить: хоть и плохое зрение, зато — есть клыки (рекорд у секачей — 25 сантиметров)! Ударами снизу вверх вспарывают животы даже более крупным животным… В октябре из этих групп, часто руководимых самками, изгоняются молодые самцы, которым исполнилось полтора года.
Но об этом знают волки — главные враги кабанов. Чтобы прокормиться, серому необходимы хотя бы несколько килограммов мяса. Вот они и безобразничают, выходя из балок и кустистых зарослей. Частенько отбивают из стад подросших телят. Приходится регулировать численность хищников. В 2016 году охотниками в нашем районе было уничтожено 39 особей, в 2017-м за 7 месяцев — 27.
На зайцев и грызунов, водных птиц охотится «рыбья гроза» — выдра. Основной ее корм — мелкая рыбешка, сазан, щуки, лягушки, раки и даже моллюски. В 2006 году в крае насчитывалось всего 540 особей. Мало?! Кажется, выдры всю рыбу переловят. Только у села Марьино по Кубани обитает три семьи.
У них охотничьи участки 2-6 километра длиной и 100 метров шириной. Даже в зарыб­ленные водоемы (пруды) наведываются.
Однако выдра — не враг, а друг рыболова. Биологи установили: как только размножается в водоемах этот зверек,
в них больше становится рыбы! Они — санитары: ловят больных особей, тем самым оздоравливая всю популяцию. Не зря у многих народов выдра — символ примирения, смирения, неуверенности и лести. У христиан она является эмблемой Святого Кутберта. В Китае же олицетворяет любовь и брак, зависимость и солнечный свет. Так что, увидел выдру — жди удачи во всех делах!
Шестое октября — Всемирный день охраны мест обитания. Хочется отметить, что выдра сократила численность вследствие вырубки лесов. За 25 последних лет биологическое разнообразие на Земле сократилось более чем на треть. Человечество виновно в потере огромного числа диких видов, в том числе из-за варварского отношения к местам обитания. Посмот­рите: среди редкой листвы уже заметно прозрачное гнездышко славки садовой, чуть повыше — утепленное шерстью и веревочками гнездо щегла, а у реки на тонких веточках ивы виден гамачок лесной красавицы иволги… Но сруби дерево или кустарник — что будет?
В огне сейчас пустыри: сгорают семена, личинки, яйца — будущие (уже чисто теоретически) насекомые, ящерицы, пау­ки. Будут ли обустраивать себе жилище птицы или редкие у нас белки возле свалки с ужасным видом и невыносимым запахом? А они разрастаются похлеще грибов. Если в среднем один человек становится источником одного килограмма мусора (бутылки, консервные банки, упаковочный материал), то сколько же его произведут за год 42 000 жителей района? Отходы хоть и перерабатываются, но лишь на 4-6 процента.
Как красивы розовые гроздья рябины, зеленые четки — кудряшки софоры, синие костянки у воспетого в сказках и песнях, наделенного жизненной силой терна! А каковы коричневые языки — бобы (до 30 сантиметров) у колючей акации-гледичии! Прекрасная древесина у этого трехсотлетнего долгожителя. Из наших деревьев дольше всех растут липа — до 400 лет (отдельные деревья-рекордсмены —
до 1200), дуб — до 800 (известны случаи, когда они доживали до 2000 лет), грецкий орех —
до 400 лет. Как культурное растение, гледичия известна с 1637 года, выращивалась она в саду Д.Традесканта под Лондоном. В России появилась в начале XIX века. В листьях, особенно в плодах, — огромное количество дубильных веществ, витаминов, сахара. Сладко-терпкий вкус бобов, оцененный в далеком детстве, не передать словами, как и запах. Сахар в колючем друге иной, нежели в винограде или свекле, но его до 29 процентов.
Интересно, что на гледичии не посе­ляется зеленый шарообразный полупаразит — омела. Оказалось, что семена у нее липкие и распространяются птицами. Но это дерево защищено колючками, и пернатые попросту на него не садятся.
Среди растений, не изменяющих цвет в октябре, — вечнозеленые сосны и ели, можжевельники и туи. У них хвоинки покрыты воском, а устьица углублены в мякоть листа, поэтому испарение воды (транспирация) им зимой не страшно.
А еще одним цветом во все времена —
лишайники. Это растения симбионты, тело их состоит из гриба и водоросли.
С другой стороны, они — «сфинксы», неподвижные, подобно сказочным существам у гробниц пирамид египетских фараонов. Растут всего один миллиметр в год. Живут же до 50-100 лет. Среди них кармелии —
серые, ксантории — розовато-желтые…
Листоватые, накипные, кустистые лишайники — «пионеры», поселяются на беспочвенных местах первыми. Они же —
индикаторы чистоты воздуха: в загрязненных местах не живут. В наших поселениях с воздухом все в порядке: «сфинксы» дали такую оценку своим присутствием. Но вот в Армавире много «лишайниковых пустынь», проблемных с воздухом зон! Такие незаметные, но столь мудрые растения!
Грибы, как видим, — неотъемлемая часть сообществ. Когда впервые на юг завозили березы из средней России, то они не приживались. Разгадка была неожиданной: корни растений с грибницей образуют незаменимое обоим образование — грибокорень, или микоризу. Без нее — жизнь не мила. А с родной землей на корнях переселенки живенько и с охотой шли в рост. Вот еще чем важны места обитания!
Муравьи утепляют свои земляные жилища, закупоривают отдельные входы-выходы. Запаслись они вкусными плодами и семенами. А некоторые завели себе «дойных коров» — тлей. За ними ухаживают, оберегают, но в нужный момент, постучав им по спинке усиками, получают капельку сладкой медвяной росы.
В речках вода холодеет. Как только будет ниже +8 градусов, сом опустится на дно самого глубокого омута и пробудет там до весны. Рыбья молодь уже почти взрослая, но «не стреляная»: откуда ей знать, что такое зима и лед?
…Сгребает ветер листву, гоняет по дороге. А дождь прибивает ее к земле, обезличивает: октябрь — грязник? Нет! В Японии он — месяц хризантем! Хризантема — на гербе и государственной печати страны Восходящего солнца, а высшая награда — орден Хризантемы. Это импонирует! Вот они: благоухающие и чистые, фантастические и загадочные! «Дарю вам девять хризантем — хочу, чтоб не было проблем!». По крайней мере, чтобы их было меньше!
А.АНТЮШИН,
житель села Марьино.

от admin

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.