Экспертный совет по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Цент­рального Банка России, состоявшийся
26 октября, поддержал законодательную инициативу активистов ОНФ по сохранению за гражданами-должниками прожиточного минимума при удержании средств в процессе исполнительного производства.

Поддержание материальной обеспеченности граждан Российской Федерации на уровне прожиточного минимума является одной из важнейших задач государства в рамках его социальной политики. При этом величина прожиточного минимума рассчитывается для трех групп населения: трудоспособных граждан, пенсионеров и детей отдельно по каждому региону.
Статья 446 (абз.8) Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации прямо гарантирует гражданину при взыскании долгов сохранение суммы, равной прожиточному минимуму. Но данная статья работает только при единовременном удержании средств с должника. В остальных случаях суды ее игнорируют, указывая, что в Законе об исполнительном производстве, регламентирующем порядок взыскания долгов с должников, отсутствует коррелирующая норма.
Более того, суды не только выносят жесткие требования по взысканию средств в отношении граждан, но и практически всегда отказывают должникам в удовлетворении заявления о снижении размера удержаний менее 50% от суммы заработной платы и иных доходов, если они обращаются с таким заявлением. Не учитываются даже такие важные объективные обстоятельства, как: наличие на иждивении у должника несовершеннолетних детей, несение обязательных расходов на оплату коммунальных платежей, затраты на лечение и т.д.
Поэтому активисты ОНФ в соавторстве с рядом депутатов Госдумы предлагают внести изменения в часть 2 статьи 99 Закона об исполнительном производстве, а также в статью 138 Трудового Кодекса Российской Федерации.
Согласно тексту законопроекта предлагается закрепить гарантированное сохранение величины прожиточного минимума за гражданами-должниками после производимых в рамках исполнительного производства удержаний из всех получаемых в совокупности должником заработной платы и иных доходов. А внесение изменений в статью 138 Трудового Кодекса РФ должно обеспечить доступ работника-должника к размеру прожиточного минимума, который будет сохранен за ним после удержаний в рамках исполнительного производства не более 50 процентов денежных средств из получаемой работником заработной платы. Указанные поправки позволят обеспечить каждому гражданину Российской Федерации в зависимости от принадлежности к той или иной социально-демографической группе населения минимальный размер дохода, гарантированный государством.
— К сожалению, из-за подобных несовершенств в действующем законодательстве страдают добропорядочные граждане нашей страны, которые по тем или иным объективным обстоятельствам не могут исполнить ранее принятые обязательства и остаются без средств
к существованию, — отмечает Наталья Костенко. — Яркий пример тому — недавний случай с жителем Забайкалья, у которого приставы сняли со счета всю пенсию. Пожилой мужчина обратился к Президенту России Владимиру Путину с просьбой купить ему гроб, пояснив, что на пенсию в размере 8 516 рублей, которую арестовали приставы, «в этой стране жить невозможно». Так или иначе, обязанность оказывать помощь малоимущим (а именно таковыми становятся люди, лишенные прожиточного минимума) ложится на государство. Поэтому необходимо восполнить существующий законодательный пробел. Изменение практики в этой сфере должно стимулировать и банки вести более ответственную кредитную политику и не загонять людей в долговую яму, предоставляя необоснованные кредиты.
По словам Н.Костенко, чтобы исключить случаи, когда у граждан-должников не остается средств для пропитания и существования, уже в ближайшие дни депутаты-активисты ОНФ планируют внести разработанный законопроект на рассмотрение в Государственную Думу.
Е.ВЛАСОВА.

от admin

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.