Проблема банкротства сельхозпредприятий на Кубани стала темой обсуждения в региональном отделении Общероссийского народного фронта по инициативе депутата Государственной Думы, члена Центрального штаба ОНФ Натальи Костенко. В заседании, проведенном в формате «круглого стола», приняли участие представители исполнительной власти Краснодарского края, руководители сельхозорганизаций, конкурсные управляющие, представители муниципалитетов.
По данным ОНФ, на сегодняшний день в процедуре банкротства находится 223 сельхозпредприятия треть от всех зарегистрированных в крае. По несостоятельности агропредприятия находятся на третьем месте антирейтинга после сферы строительства и торговли. Общая сумма задолженности сельхозпроизводителей Кубани перед кредиторами составляет 90 миллиардов рублей (для сравнения государственный долг Краснодарского края составляет 140 миллиардов рублей).
При этом несовершенство самой процедуры банкротства ведет к тому, что эти организации, представляющие ключевую отрасль экономики края, на долгие годы выпадают из оборота. Данный факт влечет за собой сокращение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, ликвидацию рабочих мест, ухудшение социальной инфраструктуры сельских территорий и снижение благосостояния их жителей.
В связи с этим в ходе совещания депутат Госдумы Наталья Костенко отметила, что анализ данных, предоставленных минэкономики Краснодарского края, выявил две основные проблемы. Вопервых, неэффективное использование механизмов предупреждения банкротства, а именно отсутствие контроля за экономическим состоянием предприятий отрасли и их своевременного финансового оздоровления. Вовторых, несовершенства федерального законодательства, допускающие непрозрачность действий управляющих в ходе процедуры конкурсного производства, что приводит, по сути, к расхищению имущества должников, а не к использованию его в целях удовлетворения требований кредиторов либо оздоровления предприятия и возврату его в экономику.
Директор АНО «Центр по защите прав землепользователей» А.Коновалов привел данные по банкротствам сельхозпредприятий по состоянию на 1 октября 2017 года. В результате проведенного анализа удалось выявить, что пик несостоятельности таких предприятий, по решению судов, приходится на 20112013 годы, а организациибанкроты сконцентрированы, в основном, в 10 муниципалитетах Кубани. Причем часть предприятий при этом имела высокую обеспеченность собственными активами по отношению к размеру требований кредиторов, а остальные, при чрезвычайной закредитованности, достаточной залоговой базой не обладали.
Поэтому, как было подчеркнуто в ходе «круглого стола», в целях предупреждения банкротств необходимо проводить постоянный мониторинг экономического состояния предприятий сельхозотрасли. Как отметил министр экономики Краснодарского края А.Руппель, зачастую возникают затруднения в осуществлении финансового оздоровления сельхозпредприятий, а активы должников переоцениваются изза наличия пустых обязательств перед ними со стороны других юридических лиц, также находящихся в процедуре банкротства.
Затем участникам совещания представили и ряд рабочих инициатив по внесению изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», подготовленных Натальей Костенко с группой экспертов по итогам обсуждения этой темы в сентябре 2017 года на встрече с губернатором Кубани В.Кондратьевым.
В частности, предложено регламентировать полномочия конкурсного управляющего по заключению сделок с имуществом должника и четко описать процедуру привлечения конкурсным управляющим лиц для осуществления своей деятельности и несения расходов по оплате их услуг.
В ходе дискуссии были выработаны предложения по принципиальному разделению деятельности арбитражных управляющих в процедуре банкротства на антикризисное управление, позволяющее оздоровить предприятие и вывести его из долговой ямы, и ликвидацию должника в целях наиболее полного расчета с кредиторами. Кроме того, в рамках регламентации действий управляющего по заключению сделок с имуществом должника необходимо систематизировать уже имеющиеся в законе о банкротстве положения о заинтересованных лицах и аффилированности. Предложено также упорядочить по результатам торгов сроки заключения договоров куплипродажи имущества должников и объявления цены такого комплекса лицам, имеющим первоочередное право на приобретение имущества должника.
Треть предприятий АПК основной отрасли Краснодарского края на сегодняшний момент выведены из экономики. И глобальная цель начатого обсуждения этой проблемы заключается в первую очередь в решении социальных последствий этого явления для жителей Кубани по сохранению рабочих мест, уровня благосостояния кубанских семей, а по большому счету жизни села. Процедура банкротства должна проходить в максимально короткие сроки и с наибольшей эффективностью, чтобы предприятия не выпадали из экономики края и не снижали темпов своей экономической деятельности, сказала в завершение Наталья Костенко.
Подготовила Е.ВАСИЛЬЕВА.
Фото с Интернет-сайта.