Центральный Банк России и Роспотребнадзор в письме заместителю председателя комитета по контролю и регламенту, координатору законодательных инициатив ОНФ в Госдуме РФ Наталье Костенко признали невозможным вести борьбу с финансовыми мошенниками на рынке криптоактивов, указав на отсутствие законодательства о криптовалюте. Во избежание массового обмана граждан Госдума и Правительство страны должны ускорить работу над правовым регулированием обращения криптовалют, считает депутат.

­ Госдума должна ускорить работу над правовым регулированием обращения криптовалют, предусмот­рев полноценный инструментарий защиты граждан от кибермошенников, ­ подчеркнула она.

По мнению Натальи Костенко, потребность в регулировании крипторынка вызвана тем, что в последнее время на фоне резкого роста курса криптовалюты в мире и в России среди населения возрос небывалый интерес к криптовалюте, как к быстрому и легкому способу заработка. В такой ситуации спрос на нее неизбежно порождает появление в публичном пространстве новых сомнительных инвестиционных сайтов, обещающих заработать на криптовалюте «за несколько дней».

В прошлом году по поводу одного из подобных сайтов (https://tagilcoin.org/), предлагающего купить «первую» российскую криптовалюту, к депутату обратились обеспокоенные граждане. Наталья Костенко направила запросы в Генпрокуратуру, Банк России, Роспотребнадзор с просьбой проверить законность работы данного сайта. Центробанк, несмотря на ранее высказанную в СМИ позицию зампреда председателя ЦБ РФ С.А.Щвецова о наличии в работе сайтов по продаже криптовалюты признаков финансовой пирамиды и проведению совместно с Генпрокуратурой работы по блокировке таких сайтов, ответил, что полномочия по блокировке подобных сайтов у него отсутствуют так же, как и законодательные ограничения в отношении обращения криптовалюты на территории России.

Роспотребнадзор высказался примерно в таком же ключе: до внесения в российское законодательство специальных норм он бессилен что­либо предпринять для защиты граждан от криптомошенничества, хотя заинтересован в этом и готов активно участвовать в выработке регулирования данной сферы.

­ Ответ от Генпрокуратуры пока не поступил, но, скорее всего, надзорное ведомство придет к таким же выводам. Однако, высказанная Банком России и Роспотребнадзором позиция об отсутствии правовых оснований для блокировки сайтов по продаже криптовалюты уже подтверждает целесообразность скорейшего принятия законопроекта, регулирующего порядок обращения криптовалюты и определения ее правового статуса, ­ пояснила Наталья Костенко. ­ Тем не менее, на наш взгляд, регулятор не должен оставаться в стороне, пока в нашей стране появляются недобросовестные практики с признаками «финансовых пирамид», и приступать к решению проб­лемы только тогда, когда граждане оказались жертвами мошенников. Тем более, что меры по предупреждению финансового мошенничества в социальных сетях путем блокировки рекламы, предлагаю­щей заработать на криптовалюте, уже были реализованы в этом году на территории России руководством Facebook, который называл их «финансовыми продуктами и услугами, используемыми для введения пользователей в заблуждение или мошенничества». И поскольку действующая нормативная база достаточна для выявления подобных схем введения в заблуждение потребителей финансовых услуг, надзорные органы должны своевременно отреаги­ровать на такие нарушения и во избежание массового обмана граждан привлечь к ответственности сомнительные компании, предлагаю­щие вложиться в криптовалюту.

Депутат Госдумы напомнила, что Правительство РФ обязано до 1 июля 2018 года внести необходимые изменения в законодательство Российской Федерации, определяющие статус цифровых технологий, применяемых в финансовой сфере, и их понятий. Как сообщил в своем письме Центробанк РФ, в рамках этого поручения ведется работа по разработке законодательного регулирования оборота криптовалют на территории нашей страны.

Однако, по мнению Натальи Костенко, разработанные на сегодня регуляторами нормы о цифровых активах требуют существенной доработки. Они лишь прописывают базовые понятия в сфере цифровой экономики, но никоим образом не раскрывают правовой механизм защиты прав граждан в случае потери их сбережений при вложении в криптовалюту, а также виды ответственности за нарушение их прав.

­ Законопроект о цифровых активах должен распространяться не только на инвесторов и предпринимателей, но и на простых граждан, которые сегодня являются основными пользователями криптовалюты. Кроме того, в целях защиты прав граждан в законодательстве о цифровых активах также необходимо определить требования к информации рекламного характера, содержащей предложение «заработать» на криптовалюте, допускающие, в том числе, возможность досудебной блокировки сайтов, вводящих в заблуждение граждан и содержащих признаки мошеннической деятельности. Указанные положения позволят своевременно в досудебном порядке пресекать деятельность по незаконному обращению криптовалют и тем самым защитить сбережения граждан нашей страны, ­ считает Н.Костенко.

К.БОНДАРЕНКО.

от admin

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.