Центральный Банк России и Роспотребнадзор в письме заместителю председателя комитета по контролю и регламенту, координатору законодательных инициатив ОНФ в Госдуме РФ Наталье Костенко признали невозможным вести борьбу с финансовыми мошенниками на рынке криптоактивов, указав на отсутствие законодательства о криптовалюте. Во избежание массового обмана граждан Госдума и Правительство страны должны ускорить работу над правовым регулированием обращения криптовалют, считает депутат.
Госдума должна ускорить работу над правовым регулированием обращения криптовалют, предусмотрев полноценный инструментарий защиты граждан от кибермошенников, подчеркнула она.
По мнению Натальи Костенко, потребность в регулировании крипторынка вызвана тем, что в последнее время на фоне резкого роста курса криптовалюты в мире и в России среди населения возрос небывалый интерес к криптовалюте, как к быстрому и легкому способу заработка. В такой ситуации спрос на нее неизбежно порождает появление в публичном пространстве новых сомнительных инвестиционных сайтов, обещающих заработать на криптовалюте «за несколько дней».
В прошлом году по поводу одного из подобных сайтов (https://tagilcoin.org/), предлагающего купить «первую» российскую криптовалюту, к депутату обратились обеспокоенные граждане. Наталья Костенко направила запросы в Генпрокуратуру, Банк России, Роспотребнадзор с просьбой проверить законность работы данного сайта. Центробанк, несмотря на ранее высказанную в СМИ позицию зампреда председателя ЦБ РФ С.А.Щвецова о наличии в работе сайтов по продаже криптовалюты признаков финансовой пирамиды и проведению совместно с Генпрокуратурой работы по блокировке таких сайтов, ответил, что полномочия по блокировке подобных сайтов у него отсутствуют так же, как и законодательные ограничения в отношении обращения криптовалюты на территории России.
Роспотребнадзор высказался примерно в таком же ключе: до внесения в российское законодательство специальных норм он бессилен чтолибо предпринять для защиты граждан от криптомошенничества, хотя заинтересован в этом и готов активно участвовать в выработке регулирования данной сферы.
Ответ от Генпрокуратуры пока не поступил, но, скорее всего, надзорное ведомство придет к таким же выводам. Однако, высказанная Банком России и Роспотребнадзором позиция об отсутствии правовых оснований для блокировки сайтов по продаже криптовалюты уже подтверждает целесообразность скорейшего принятия законопроекта, регулирующего порядок обращения криптовалюты и определения ее правового статуса, пояснила Наталья Костенко. Тем не менее, на наш взгляд, регулятор не должен оставаться в стороне, пока в нашей стране появляются недобросовестные практики с признаками «финансовых пирамид», и приступать к решению проблемы только тогда, когда граждане оказались жертвами мошенников. Тем более, что меры по предупреждению финансового мошенничества в социальных сетях путем блокировки рекламы, предлагающей заработать на криптовалюте, уже были реализованы в этом году на территории России руководством Facebook, который называл их «финансовыми продуктами и услугами, используемыми для введения пользователей в заблуждение или мошенничества». И поскольку действующая нормативная база достаточна для выявления подобных схем введения в заблуждение потребителей финансовых услуг, надзорные органы должны своевременно отреагировать на такие нарушения и во избежание массового обмана граждан привлечь к ответственности сомнительные компании, предлагающие вложиться в криптовалюту.
Депутат Госдумы напомнила, что Правительство РФ обязано до 1 июля 2018 года внести необходимые изменения в законодательство Российской Федерации, определяющие статус цифровых технологий, применяемых в финансовой сфере, и их понятий. Как сообщил в своем письме Центробанк РФ, в рамках этого поручения ведется работа по разработке законодательного регулирования оборота криптовалют на территории нашей страны.
Однако, по мнению Натальи Костенко, разработанные на сегодня регуляторами нормы о цифровых активах требуют существенной доработки. Они лишь прописывают базовые понятия в сфере цифровой экономики, но никоим образом не раскрывают правовой механизм защиты прав граждан в случае потери их сбережений при вложении в криптовалюту, а также виды ответственности за нарушение их прав.
Законопроект о цифровых активах должен распространяться не только на инвесторов и предпринимателей, но и на простых граждан, которые сегодня являются основными пользователями криптовалюты. Кроме того, в целях защиты прав граждан в законодательстве о цифровых активах также необходимо определить требования к информации рекламного характера, содержащей предложение «заработать» на криптовалюте, допускающие, в том числе, возможность досудебной блокировки сайтов, вводящих в заблуждение граждан и содержащих признаки мошеннической деятельности. Указанные положения позволят своевременно в досудебном порядке пресекать деятельность по незаконному обращению криптовалют и тем самым защитить сбережения граждан нашей страны, считает Н.Костенко.
К.БОНДАРЕНКО.