­ Хороша профессия ­ агроном или зоотехник, ­ говорила моя бабушка. ­ И на селе уважаемая, и в любом колхозе нужная. И почему сегодня она не ценится?

Действительно, ведь не так часто услышишь, что выпускник школы решил поступать в сельскохозяйственный институт, что горит желанием вернуться в родное село, станицу, хутор. Даже из тех юношей и девушек, кто уступил родителям и решил выбрать этот путь, почти треть отсеивается уже к третьему курсу вуза. Об этом говорит официальная статистика. А информация Центра занятости ее подтверждает: ведь среди имеющихся вакансий почти всегда есть предложения от сельскохозяйственных предприятий. Руководство ищет специа­листов, предлагая им прос­то отличные зарплаты для сельской местности, а желающих-­то и нет.

­ А, может, все дело в людях? ­ говорит жительница села Вольного Г.Д.Удоденко. ­ Раньше молодежь не боялась работы, не считалась с личным временем. А сколько было доброты! Многое пришлось пережить народу ­ и плохого, и хорошего. Но если первое забылось, то второе навеки осталось в памяти.

Галина Дмитриевна рассказала о судьбе подруги Надежды Кузьминичны Наумовой, которая всю свою жизнь проработала на селе зоотехником.

Надя после школы поступила в зооветеринарный техникум. Успешно его окончила и в 1958 году по направлению переехала в Успенский район, где начала работать в лучшем хозяйстве ­ коноковском колхозе имени XXII партсъезда. Молодая девушка быстро влилась в коллектив. Ее приняли, окружили вниманием, руководство было довольно результатами. Секрет такого успеха прост и кроется он в добром спокойном характере. Надежда Кузьминична была со всеми приветлива, открыта, никому не отказывала в помощи, да и ветеринарная служба налаживалась не по дням, а по часам. Хотя объем работы у специалиста был большим, бригады тогда располагались в отдаленных хуторах, приходилось на бедарке мотаться из одного в другой.

И пусть на личную жизнь почти не оставалось времени, но смог чем-­то заинтересовать молодого специалиста юноша из хутора Красин (тогда он входил в состав нашего района, а сейчас относится к Армавиру). Их дружба постепенно переросла в большую любовь. Сыграли свадьбу и стали налаживать свой быт. Свекровь Нади все удивлялась тому, насколько ее невестка нужна людям. В те годы хозяйство держали в каждом дворе. Вот и обращались к зоотехнику жители всех окрестных хуторов, у которых корова или другое животное приболели. Поводов было много, но с каждым молодой специа­лист могла справиться.

И день, и ночь в любую погоду спешили к дому зоо­техника люди, зная, что девушка не откажет. Вот и в тот морозный день в дверь хаты кто­то постучал. Открывает Надя и видит на пороге старика.

­ Дочка, помоги! У нас кормилица умирает! ­ обратился к Надежде Кузьминичне визитер.

­ Да как же мы поедем? Мороз такой… Метель…

В те годы зима была настоящей, порой, так завьюжит, что и из дому люди с опаской выходили.

­ Не откажи в просьбе! Я тебе и тулуп из дома захватил!..

Помог старичок забраться девушке в телегу, замотал ее в тулуп, укрыл сеном. Надя знала, что путь предстоит дальний, да только ведь не нашла в себе силы отказать дедушке. Да и не искала повода сказать: «Нет!», такого слова в ее лексиконе просто не было.

С горем пополам добрались на место. И тут молодая девушка преобразилась. Теперь перед всеми стояла опытный, знающий, грамотный зоотехник. Целую ночь билась она за жизнь коровы, понимая, каково будет старикам жить без помощницы­кормилицы.

­ Если и это не поможет, то уже все… Сделала, что могла!

Вернулась в хату, присела на лавку у печи, облокотилась да и задремала. Просыпается от рыданий.

­ Простите, не помогла, ­ прошептала старикам.

­ Пойдем со мной…

Зашла Надежда в хлев и ахнула. Буренка, которая только недавно и встать не могла, спокойно жевала свежее сено. Старичок не знал, кого обнимать ­ то ли спасительницу, то ли корову. Поцелуев досталось всем. А хозяйка слезы радости утирала да благодарила.

­ Зоотехник ­ это не просто хорошая специальность. Это еще и склад характера. Если ты ценишь жизнь животного, то и любовь к людям должна быть сильна, ­ говорит Галина Дмитриевна, вспоминая о подруге.

Народная муд­рость гласит, что доброта к человеку всегда вернется сторицей. Так вышло и в жизни Н.К.Наумовой. Ее супруг преступил закон. Сейчас тот проступок, может быть, и во внимание бы не приняли, но тогда это стало поводом для его отправки на Дальний Восток. Надежда думала, что не переживет такое горе, стала еще больше сил отдавать работе, желая забыть случившееся.

Дома у мужчины остались жена, девятилетний сынишка и старенькая мама. В своих письмах он горячо просил Надю приехать к нему. Вот и решилась она, посоветовавшись с родными, оставить любимую работу. К тому моменту женщине уже было, чем гордиться. Зоотехник, ветеринарный врач, депутат районного Совета, член райкома партии… И тут вдруг все бросает и едет за сотни километров.

Сборы были недолгими, только вот здоровье к моменту отбытия начало подводить нашу героиню. Но куда деваться ­ билет куплен! Села она в вагон и расслабилась. Волнение ушло, но самочувствие от этого только ухудшилось. Словно пружину отпустило. О больном пассажире сообщили начальнику поезда, тот связался с узловой станцией, попросил прислать к составу бригаду «скорой помощи» и параллельно объявил по громкой связи о поиске врача среди пассажиров. К счастью, среди попутчиков Надежды были люди с медицинским образованием ­ и не один-­два, а человек десять, не меньше. Они ни на шаг не отходили от неожиданного пациента, распределив между собой дежурства.

Тут и к станции подъе­хали. Доктора, осмотрев женщину, поставили диаг­ноз ­ двухсторонняя пневмония.

­ Нужно срочно ехать в больницу! ­ сказали категорично.

­ А сын? А муж? Разрешите остаться в вагоне! Я справлюсь!

Пожалел начальник поезда женщину, решил взять на себя ответственность. Да и пассажиры с медицинским образованием заверили, что будут присматривать за пациент­кой. Они уже успели и нужные препараты купить. Часть вагона превратилась в больничную палату. У «кровати» Надежды Кузьминичны неизменно находились добровольные помощники, а на всех станциях за те три­пять минут, пока стоит поезд, ее успевали осмотреть врачи из ближайшей больницы ­ их об этом заранее просил начальник поезда. За десять суток незнакомые люди стали настоящими друзьями.

Рядом с Надей все эти дни находился ее девятилетний сынишка. Как настоящий мужчина, пытался ей помочь, а, утомившись, ложился у нее в ногах, сворачивался калачиком и даже во сне не выпускал мамину ладонь из своих рук. Так боялся, что их разлучат. За ребенком приглядывали и пассажиры ­ кормили, утешали, когда плакал.

Странное, трудное, но такое трогательное путешествие стало для Надежды не кошмаром, а жизненным уроком. Она потом всегда говорила, что добрых людей в нашем мире намного больше, чем злых.

Интересно, а сейчас происходят такие ситуации? Или же суета, спешка, бешенный ритм жизни заставили нас забыть о человечности и сопереживании. А, может, сердца с каждым годом становятся все более черствыми и грубыми?

Как мы ответим на эти вопросы? Будем других ругать или начнем менять свой характер?

…Приехала наша герои­ня на Дальний Восток. Все новое, незнакомое. Но разве жителей Кубани этим испугаешь? Не было там ни теплого климата, ни нашей природы. А вот колхоз в поселке был. И животины хватало. Поэтому молодого специалиста сразу же приняли на работу, лишь только увидели ее документы. Вначале ей было тяжело, но постепенно смогла она наладить процесс, подняла почти разрушенное хозяйство, заслужила авторитет у недоверчивых, строгих северян.

­ Тут все такое же, как и у нас на Кубани. Только вот бедарку сменила на сани. И все! ­ вспоминала она потом.

Через два года, когда семья собралась уезжать домой, руководство колхоза разве что за руки не держало девушку, желая оставить зоотехника на прежнем месте. И дом обещали, и новый транспорт, и много других благ, но она рвалась на Кубань.

Успенская земля радостно приняла Надежду Кузьминичну, она опять стала работать в коноковском колхозе (затем ­ сов­хозе). Потекла жизнь по прежней колее. Вновь она трудилась не покладая рук, вертелась, как белка в колесе, успевая и домашние дела переделать, и на ферме за всем проследить, и соседям помочь, которые очень быстро разнесли весть о возвращении Нади на малую родину.

А тут друзья и знакомые стали обращаться к ней не только по поводу самочувствия животных, но и за советами по собственному здоровью.

­ Что знаю ­ скажу. Ведь в организме коровы и человека много общего, ­ с улыбкой говорила она.

Перестройка, рыночная экономика, исчезновение колхозов и совхозов не помешали нашей героине выполнять свою работу с душой и желанием. А тут уже и сын вырос, отслужил в армии, обзавелся собственной семьей. Но родителей юноша не забывал, часто навещал. На заслуженном отдыхе забот у нашей героини тоже хватало, но все перечеркнул страшный диагноз: «Онкология».

­ Злодейка­болезнь выр­вала ее из наших рядов. Сгорела, как свечка. Никто не ожидал, никто не верил, ­ вспоминают подруги.

В тот горестный день на кладбище хутора Красина было многолюдно. В населенном пункте, наверное, численность населения была меньше, чем количество коллег, друзей, знакомых Н.К.Наумовой. Все они приехали сюда, чтобы поклониться в ноги доброму человеку, грамотному специалисту, замечательной женщине. И сегодня возвышается над соседними могилами красивый большой памятник, с которого смотрят на нас доб­рые глаза Надежды Кузьминичны. На кого с укором глянут, а на кого ­ с одоб­рением и поддержкой!

Вот такие они ­ герои. Живут среди нас, помогая всем окружающим, а когда уходят, оставляют в сердцах стылую пустоту от разлуки и веру в добро. Светлая вам память, Надежда Кузьминична!..

Ю.АНДРЕЕВА.

Фото предоставлено Г.Удоденко.

 

от admin

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.