Паруснику «Седову» — 100 лет

 Есть в нашей истории имена, над которыми не властно время. Георгий Седов — одно из них. Попытка покорить Северный полюс морскому офицеру, полярнику и гидрографу по разным причинам не удалась. Сам инициатор экспедиции провел две зимовки на шхуне «Святой великомученик Фока», затертой льдами, и замерз в собачьей нарте на арктическом острове Рудольфа в феврале 1914 года. До последнего вздоха полярник верил, что достигнет «макушки планеты» и водрузит на ней российский флаг.

еоргий Яковлевич был одержимым и смелым человеком, дерзновенным патриотом, умелым моряком. Его несгибаемость перед трудностями, готовность пожертвовать собой во имя престижа Родины приобрели нарицательные черты и послужили примером для дальнейших покорителей пространств. В редком городе не встретишь улицы в честь выдающегося полярника, а на картах — названий островов, проливов, архипелагов, бухт и мысов в его честь. Бороздили и бороздят просторы океанов корабли с гордым именем героя, которому посвятили стихи, романы и фильмы лучшие писатели и режиссеры. Среди них — Николай Заболоцкий, Вениамин Каверин и Эдуард Асадов.

Но главная роль в увековечении исследователя Арктики по праву принадлежит не установленным памятникам, а самому крупному учебному паруснику в мире — барку «Седов». Это уникальное судно, словно флаг, более 70 лет (советско-российского периода) несет память об исследователе северных морей.

А есть еще и чисто европейская эпоха: постройка парусника в 1921 году в Германии, в городе Киле; эксплуатация его как грузового и потом учебного судна под разными немецкими именами; передача нам в качестве трофея после победы СССР в Великой Отечественной войне. В итоге набежало в феврале 2021 года огромных 100 лет. Целый век с парусами на четырех мачтах площадью  4 192  квадратных мет­ра, водоизмещением 6 148 тонн.

 

Во славу флота российского

Величественный красавец, заходя в любой отечественный или зарубежный порт, всегда останавливает людей и мгновенно завораживает плавными линиями несменяемого корпуса, нарядными надстройками, высоченными мачтами, изящными реями, ажурными вантами. Если ситуация позволяла, желающих приглашали на борт ознакомиться с историческим судном и ощутить аромат предыдущих столетий, когда ветер был главным союзником моряков.

Народу на палубах собиралось видимо-невидимо. Иностранцам нравился не только сам корабль, но и лица курсантов, их выправка, форменная одежда, радушие, с которым члены экипажа и практиканты принимали гостей. Они удивлялись, насколько реальный человек из России отличается в лучшую сторону от нарисованного политиками портрета.

Предъюбилейный 2020 год экипаж «Седова», принадлежащего Росрыболовству и приписанного к порту Калининграда, провел по-чемпионски — весь на плаву. Как поется в песне, «по морям, по волнам, нынче здесь, а завтра там». Небывалое достижение для судна всякого калибра, а уж для парусника — тем более. Такое стало возможным исключительно благодаря участию в кругосветной экспедиции в честь открытия Антарктиды российскими мореплавателями на шлюпах «Восток» и «Мирный» в 1820 году, а также в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Компанию ему составили не менее знаменитые корабли: «Паллада» и «Крузенштерн», (первый также совершал кругосветку, а второй — трансатлантический переход). Все три учебного парусного судна (УПС) провели на юге Атлантического океана показательную гонку на 200 морских миль. Несмотря на шторм, перепад ветров и многометровые волны, экипажи прошли дистанцию без происшествий, умело, на высокой скорости. Так сказать, во славу отечественного флота и его герои­ческой истории.

Юрий ПРЫГОВ.

(Полную версию материала читайте в газете «Рассвет» от 03.03.2021 в №№24-25).

Подпишись на Рассвет и будешь в курсе событий района!

от admin

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.