Мы продолжаем публиковать воспоминания Людмилы Ивановны Бугровой о годах Великой Отечественной войны: чему-то она сама была свидетелем и хорошо помнит это, что-то врезалось в ее память по рассказам родных и знакомых. Сегодня речь пойдет о том, как жилось успенцам «под немцами».

 

Войны забирали лучшую часть человечества. Так издревле повелось. После каждой войны оставались нищета и разруха, которые не скоро уходили, тормозя развитие стран, в ней пострадавших. Оставались старики, дети, женщины, слабые и незрелые люди —
мужчин здоровых, сильных, способных горы свернуть, катастрофически не хватало. Вернувшиеся домой работали «за себя и за того парня», поднимая из руин страну. Но рождалось новое поколение: росло, мужало, перенимало опыт отцов и дедов, шло вперед, прокладывая в жизни новые дороги. Так тоже издревле повелось.

Шло время. Государство восстанавливалось. Людям приходилось проявлять невероятные усилия, чтобы как-то облегчить свою жизнь, особенно, если помощи со стороны ждать не приходилось. Так было и у нас в стране после немецко-фашистского нашествия. Но мы, россияне, справились со всеми тяготами войны и послевоенного времени. Советский Союз после изгнания оккупантов сумел подняться и восстановиться за рекордно короткие сроки — за пять лет.

Однако с той войны до сих пор остается страшный след в памяти народа. Исторические документы, отдельные записи рассказов очевидцев, книги, статьи в периодике являются беспрекословным подтверждением той степени жестокости оккупантов и того героизма нашего народа, вставшего на защиту Родины.

Мне не довелось пережить немецко-фашистскую оккупацию Успенского района, так как тогда я, ребенком, была вывезена в эвакуацию. Но со слов своих близких родственников — бабушки, деда и других — могу немного рассказать об этом этапе жизни нашей малой родины.

 

Разрушители

Перед своим наступлением немцы пускали в ход авиацию. Старались бомбить крупные населенные пункты, причем — в центральной их части. Армавир разбомбили вдребезги. В центре не оставалось ни одного целого здания. Были разбиты вокзалы (Коноковский — в том числе). На мелкие населенные пункты они почти не налетали. А потом уже пошли наземные воинские части. И немцы, как хозяева, стали занимать и наше село.

В первую очередь они выбирали капитальные постройки. Так они заняли двухэтажное здание Успенской больницы, причем нагло выгнали оставшихся больных, а роддом вообще выселили в старое ветхое строение (сейчас, конечно, его уж и следа нет). Об этом мне рассказывали старые медработники: фельдшеры и акушерки, которые остались в оккупации. Причем они остались на своих рабочих местах добровольцами. Немцы им зарплату не платили. Не могли медработники бросить на произвол судьбы пациентов! Так было во всех больницах, которые не успевали эвакуировать.

А в нашей больнице, на первом этаже, фашисты разместили конюшню, в которой у них прислуживали румыны и мадьяры (там же они и жили). На втором этаже помещался временный немецкий госпиталь, в нем лечили и оперировали больных и раненых фашистов.

В центре Успенского у фашис­тов была комендатура, а в помещении Дома культуры они устроили казармы своим солдатам. Там же, в подвале, в камерах, содержались заключенные.

Л.БУГРОВА.

(Полную версию материала читайте в газете «Рассвет» от 10.04.2021 в №41).

Подпишись на Рассвет и будешь в курсе событий района!

 

от admin

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.