Посвящается 100-летию села

Есть в Успенском районе небольшое село, которое расположено на самой границе двух муниципалитетов Успенского и Отрадненского, — Пантелеймоновское. Название и сама история этого населенного пункта берут свое начало со второй половины 19-го столетия, со времен Кавказской войны 1817-1864 годов. И, собственно, связано с именем генерал-лейтенанта царской армии, Георгиевского кавалера Пантелеева (Пантелеймонова) Ильи Андреевича (1794-1861). Родом он был из Архангельской губернии. В Отечественной войне 1812 года с Наполеоном он участвовал добровольцем, так как ему еще не исполнилось и 18-ти лет. А первую свою награду получил за участие в Бородинском сражении! На момент начала Кавказской войны он вместе с подразделением находился в Харьковской губернии Малороссии и командовал 1-й бригадой 19-й пехотной дивизии.

Вместе с гренадерами пехотного полка Илья Андреевич в 1839 году отправился на Кавказ, туда, где еще с суворовских времен проходила оборонительная линия редутов. Один из редутов был назван Пантелеймоновским. И располагался в предгорьях большого Кавказа. Ныне это Зеленчукский район Ставропольского края. В холмистой зоне предгорья, на берегу горной реки Бежгон (а еще ее карачаевцы на свой лад называли Себельда) располагалась небольшая долина, вокруг которой был лес и холмы, поросшие кустарником. Для врагов редут был неприступен. Да и сам командир был лихим рубакой, но солдат своих берег.

Илья Андреевич был неоднократно ранен, но в отставку уходить не спешил, после каждого ранения возвращался в строй. В конце 50-х годов 18-го столетия, когда уже был очевиден благоприятный исход Кавказской войны, Илья Андреевич был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени, и в царском указе было отмечено, что после окончания войны земли, на которых находился редут, переходят в собственность Ильи Андреевича.

В 1860 году, после тяжелого ранения в грудь, ему пришлось уехать к своей семье, в город Ярославль, где он и умер 6 июня 1861 года. А Кавказская война, между тем, окончилась в 1864 году. Летом 1865 года полк был расформирован. Одни, у кого срок службы уже вышел, уезжали домой, а тех, у кого он еще продолжался, переводили в другие воинские соединения. И на прощание солдатам перед строем зачитали завещание их уже умершего командира, в нем Илья Андреевич дарил им земли, где располагался их редут. В составе соединения в основном служили жители Малороссии — из Черниговской, Полтавской, Харьковской губерний. И они поехали по домам, чтобы потом возвратиться вместе с семьями на подаренную землю.

Среди солдат-пехотинцев были и такие, кому ехать было некуда: у одних родители умерли, пока они несли службу, а другие — были сиротами и несли службу за кого-то. Таковым, конечно, подарок пришелся по душе. И, так уж получилось, что первые поселенцы приехали сюда и провели сход 9 августа 1865 года в день святого Пантелеймона. На этом же сходе село решили назвать Пантелеймоновским — как назывался редут и в честь своего благодетеля. Так начала заселяться Пантелеймоновка. И длился этот период очень долго, вплоть до конца 19-го столетия.

Жители Малороссии, те, кто был побогаче, ехали на лошадях, победнее — на волах. Путь был дальний, ехали с остановками, чтобы заработать на прокорм. Некоторые из них не доехали, останавливаясь на равнине у самого предгорья. А тем, кто доехал, выделили земельные участки, с учетом каждого члена семьи, и бесплатным лесом на строительство. Здесь была построена своя лесопилка, и каждый мужчина должен был на ней отработать за лесоматериалы. Земли здесь были плодородные, и все, что на них было выращено, возили продавать на рынок в Ставрополь. На неудобьях, расположенных по склонам, заготавливали сено и пасли скотину.

Рубановы, Пухальские, Кубраковы, Голубничие, Сердюковы, Алексеевы, Лысенко, Полтавцовы, Домашовы, Пшеничные, Доб­ровольские, Стешенко, Поповичи, Зеленские, Берестовы, Трегубовы — вот, далеко не полный, список семей первых поселенцев Пантелеймоновки. Многие из них были участниками русско-японской и русско-германской войн. Потом грянула Революция в 1917-м и началась Гражданская война.
И почти все время жизнь была неспокойной.

Сначала не могли утихомириться карачаевцы, по понятным причинам недовольные тем, что у них отобрали родовые земли, а потом, во время Гражданской, бело-бандиты, рыскавшие в лесах. Путников, которые в одиночку передвигались по дорогам, грабили и убивали. И селяне, сгруппировавшись по несколько семей, начали уезжать в предгорье. Туда, где жизнь была спокойнее.

Весной 1921 года в село пришла весточка от Даниила Домашова и Иллариона Рогова, находившихся в турецком плену, о том, что они выпущены на свободу и к лету будут дома. В начале лета Даниил Домашов вернулся домой. Один. К нему пришел брат Иллариона узнать о своем близком — брате. И Даниил рассказал, что накануне вечером прибыв в станицу Сторожевую, он предложил Иллариону там переночевать, а уже утром добираться домой. Илларион отказался и продолжил путь один, в ночь. Чуть позже тело убитого Иллариона, исколотое и порезанное штыком, нашли в четырех верстах от села на берегу Бежгона. Это было последней каплей их терпения. А тут еще и весточка пришла от ранее уехавших, что в предгорье, между реками Кубань и Уруп, заселяют свободные земли.

На площади у сельского совета собрали сход. На нем решили послать в предгорье ходоков. К началу уборки урожая они должны были возвратиться. Старшим назначили Моисея Терентьевича Пшеничного, который был обучен грамоте и работал писарем в сельском совете. Примерно через неделю ходоки отправились в путь. Их до самой станицы Зеленчукской сопровождал отряд самообороны.

А.БОГРЕЦ, жительница села Трехсельского.

Полную версию материала читайте в газете «Рассвет» от 12.06.2021 в №№69-70.

Подпишись на Рассвет и будешь в курсе событий района!

 

от admin

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.