О том, каковы основные источники доходов в краевую казну и на что расходуются бюджетные средства, за счет чего удается снижать государственный долг региона и повышать производительность труда на предприятиях, — рассказал в интервью вице-губернатор Краснодарского края Игорь Галась.

 Тенденция к росту

— Игорь Петрович, мы живем во времена, когда пандемия диктует нам свои условия. Скажите, как восстанавливаются после снятия ковидных ограничений пострадавшие отрасли экономики, справятся ли они до конца года?

— Безусловно. Мы отмечаем положительные сигналы в показателях деятельности всех отраслей экономики. И если в первом квартале текущего года рост экономических показателей был небольшой, то начиная со второго квартала зафиксирован достаточно серьезный прирост. Валовый региональный продукт по полугодию составил почти 111% к первому полугодию 2020 года — это серьезный показатель.

Напомню, задача, которую нам поставил губернатор ещё в конце прошлого года, — достичь ВРП 104,5%. Сегодняшний день показывает, что мы эту задачу выполним. Я также отмечу, что значительный рост показывают именно те отрасли экономики, которые были закрыты. Это транспорт, санаторно-курортный комплекс, потребительский сектор, общественное питание, розничная торговля, платные услуги населению. В них прирост по отдельным показателям до 20%. Это достаточно существенный рост, и он по целому ряду показателей выше среднероссийских параметров. Мы пока оперируем официальными статистическими данными первого полугодия, но те тренды, которые мы отмечаем по оперативным показателям, так сказать, в онлайн-режиме, показывают, что тенденции сохранились и в июле-начале августа. Вот такие результаты можно отметить в деятельности экономики за первое полугодие.

— Какова динамика поступления налоговых и неналоговых доходов в бюджет региона за семь месяцев?

— Сразу отмечу, что прошлый 20-й год по поступлению налоговых платежей был достаточно своеобразный, в нём менялись и сроки поступления налогов, и динамика поступления, и другие параметры. Поэтому сравнивать текущую деятельность поступления налогов с 2020 годом не совсем корректно. Когда с краевым министерством финансов мы выбирали шкалу, с какими показателями сравнивать текущий год, то взяли за базу докризисный доковидный 2019 год. И сегодня отмечаем, что прирост собственных доходов составил более 115% к 2019 году. А к 2020 году рост более 30%, или в абсолютной сумме более 26 миллиардов рублей. Это вселяет уверенность, что все бюджетные назначения будут выполнены. Если в рамках работы над проектом бюджета в конце прошлого года плановый показатель был 300 миллиардов рублей собственных доходов, то сегодня с уверенностью можно сказать, что получится достичь минимум 310 миллиардов рублей. Об этом недавно сказал губернатор Вениамин Иванович Кондратьев. Краснодарский край традиционно входит в десятку субъектов Российской Федерации по абсолютной сумме поступлений консолидированных доходов в бюджет. А сложившаяся сегодня динамика позволит нам по году рассчитывать и на присутствие в пятерке лидеров.

Отмечу существенный прирост по нашим традиционным доходным источникам. К уровню 2019 года рост поступлений от налога на доходы физических лиц — 116%. Отрадно, что не снижаются поступления от налога на прибыль. По итогам 7 месяцев регион имеет абсолютную сумму поступлений — 51 миллиард рублей, это к уровню 2019 года плюсом 9 миллиардов рублей. По доходам по упрощенной системе налогообложения в консолидированный бюджет края поступило 22,7 млрд рублей — рост 154%. Прирост к аналогичному периоду 2019 года составил более 8 млрд рублей. Платежи увеличены за счет роста налоговой базы и количества налогоплательщиков, применяющих данную систему налогообложения.

В разрезе территорий — положительный прирост доходов в консолидированный бюджет края за 7 месяцев 2021 года по сравнению с 7 месяцами 2019 года обеспечили 89% муниципальных образований. Наиболее высокие показатели темпов рос­та достигли Абинский (163,7%), Апшеронский (153,0%), Приморско-Ахтарский (149,1%) районы, город Горячий Ключ (156,7%).

Это показывает, что краевые власти проводят взвешенную политику межбюджетных отношений: своевременное закрепление отдельных налоговых источников за бюджетами муниципалитетов, работа с их доходами, возможность участия наших муниципальных образований в государственных программах и получение дополнительного финансирования, обеспечение софинансирования. Благодаря этому и в прошлом году, и в текущем ни один бюджет муниципального района или городского округа не исполнялся со снижением.

— Что касается расходной части бюджета, она отличается от запланированных показателей?

— Мы в этом году несколько раз корректировали бюджет в сторону увеличения: в феврале и июне. С учётом увеличения расходов на несколько десятков миллиардов рублей исполнение краевого бюджета идет в плановом режиме. На сегодня по сводной бюджетной росписи расходы составляют 336 миллиардов рублей. По полугодию исполнение краевого бюджета по расходам составило почти 43%, и это выше чем и в 2019 году, и в 2020. Сейчас нацелены на то, чтобы между полугодиями было более равномерное исполнение бюджета. 45 на 55 процентов — вообще идеальная схема расходов между полугодиями, и мы к ней достаточно близко подошли. Кроме того, за последние годы проведена серьезная работа по систематизации заключения государственных контрактов. На сегодня львиная доля государственных и муниципальных контрактов уже заключена, и мы ждем их исполнения: поставки конкретного оборудования, товаров, выполнения работ и услуг. Такая плановая работа усиливает конкуренцию и даёт нам возможность снижать стоимость контрактов и повышать эффективность бюджетных расходов. По национальным проектам в регионе также законтрактованы все необходимые к выполнению работы. Уверен, что все назначения по национальным проектам будут выполнены и по финансированию, и по целевым показателям.

Долг долгу рознь

— В прошлом году край сократил государственный долг до рекорд­но низких показателей, какова ситуация на сегодняшний день?

— На начало года у нас была задолженность чуть больше 102 миллиардов. По текущему году мы существенно снизили долговую нагрузку: она уже ниже 50-процентного рубежа, который, на мой взгляд, характеризует достаточно стабильную ситуацию с управлением госдолгом. Замечу, что изначально при формировании бюджета снижение государственного долга не планировали, но, учитывая существенное перевыполнение плана по доходам, привлекать заимствования нерационально. Думаю, что по итогам года задолженность края составит около 99 миллиардов рублей или 40%.

Сам долг — это не зло, на мой взгляд. Разумное и правильное управление заимствованиями — это инструмент развития и инструмент роста показателей экономики. Да, когда 100% от собственных доходов бюджета долг — это уже проблема, такая ситуация в регионе была 5-7 лет назад, а если долг 30-40% — это уже нормальный управляемый процесс, и мы получаем возможность привлекать заимствования при условии их направления в развитие региона.

Важно сказать о том, что в структуре государственного долга Краснодарского края 30 миллиардов составляют облигации, то есть это коммерческая задолженность. И 70 миллиардов заимствований — это бюджетные кредиты. Причем бюджетные кредиты реструктуризированы, и у края есть возможность50 миллиардов списать. Каким образом? На федеральном уровне существует проект реструктуризации бюджетных кредитов, который позволяет нам не возвращать в ближайшие четыре года эти кредиты в федеральный бюджет, а направлять их на создание инфраструктуры, необходимой для реализации инвестиционных проектов. Если мы правильно инвестируем эти средства, выберем проекты, которые смогут сгенерировать налоговые поступ­ления в федеральный бюджет через четыре года, то нам поэтапно эти бюджетные кредиты будут списывать. По сути с 2029 года по 9 миллиардов рублей подлежат возврату в федеральный бюджет. Но если от краевых вложений в инфраструктуру появятся новые объекты, которые будут формировать налоги, регио­ну долг спишут. Поэтому сейчас надо усиленно работать, чтобы в крае не было сдерживающих инфраструктурных ограничений для реализации инвестпроектов: решать проблемы энергодефицитных районов, строить дороги и прочее. То есть край должен вкладываться, помогать бизнесу в реализации инвестиционных проектов, и соответственно, получать развитие и новые рабочие места, а в качестве дополнительного бонуса — возможность списать бюджетные кредиты.

Ещё на одном моменте остановлюсь подробно. В ходе недавнего визита в Краснодарский край вице-премьера Правительства РФ Марата Хуснуллина обсуждался вопрос возможности строительства за счёт инфраструктурных кредитов современных очистных сооружений Черноморского бассейна и городов Черноморского побережья.

Марина ЧЕКАЛОВА.

Полную версию материала читайте в газете «Рассвет» от 18.08.2021 в №№98-99.

Подпишись на Рассвет и будешь в курсе событий района!

от admin

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.