«А почему вы решили написать обо мне? — удивилась моему звонку Алла Георгиевна Сердюкова. — Я давно на пенсии, ничего выдающегося в жизни не делала — просто учила детей». Нет, не просто давала азы знаний малышам учитель начальных классов Коноковской СШ №4. Она им давала крылья за спиной, которые до сих пор удерживают их на дорогах Судьбы. И пишут об этом в «Рассвет» повзрослевшие мальчики и девочки, сожалея, что не будет такого Учителя у их детей, внуков и правнуков.
«Моей первой учительницей была Алла Георгиевна Сердюкова, о которой я всегда вспоминаю с благодарностью, нежностью и теплотой, — рассказывал 19 января 2010 г. землякам в районной газете В.Путивцов, выпускник 1987 года средней школы №4. — Давая нам знания, Алла Георгиевна учила доброте, чуткости, отзывчивости. Учительница хотела главного: чтобы выросли мы хорошими людьми. Для меня Алла Георгиевна — образец настоящего человека.
Много лет проработала А.Г.Сердюкова в школе, она — ветеран труда, неоднократно награждалась грамотами, удостоена высокого звания «Заслуженный учитель школы РСФСР». Я горжусь, что первые шаги по дороге знаний сделал у такой учительницы.
Всю свою трудовую жизнь Алла Георгиевна проработала практически в одной школе — в Коноковской. Нелегка работа педагога: бессонные ночи над тетрадями, беспокойство за судьбу каждого своего ученика.
Прошло уже много лет, как я окончил школу, но живо помню день расставания со своей первой учительницей после окончания третьего класса. Помню ее глаза, полные слез… Но Алла Георгиевна нас не забывает и всегда интересуется, как кто устроил свою жизнь, кто кем стал. А мы знаем, что так она будет относиться к каждому своему ученику из каждого нового выпуска. И вспоминаем: вот входит Алла Георгиевна в класс, начинает рассказывать новую тему урока — и у нас всегда в эти минуты царит тишина».
В 2012-м, когда ей исполнилось 76 лет, А.Г.Сердюкова решила покинуть школу.
— Я так просила Аллу Георгиевну поработать еще, видя, как тянутся к ней дети, зная, что и ей без них будет тяжко, понимая, что из коллектива уходит уникальный преподаватель — человек и учитель от Бога, — рассказала директор СШ №4 Валентина Александровна Брыкова. — Говорила ей: «Давайте поработаем до 80-ти!» А она смеялась: «Надо и меру знать!» Скоро десять лет, как проводили мы ее на пенсию. Но и сегодня скажу только одно: Алле Георгиевне равных нет! Нигде нет: ни в районе, ни в мире! Отработала десятилетия с полной отдачей, отдавала деткам душу. Спасибо ей за все это!
«Никогда не буду педагогом!»
— Родители мои были людьми простыми, — вспоминала А.Г.Сердюкова. — Отец, Георгий Григорьевич Заруба, работал токарем. Перед самой войной его командировали в Прибалтику, там и попал в плен, скитался по лагерям. Освободили. Реабилитировали. Выдали соответствующие бумаги (я их храню и сегодня). И вернулся он домой, в Коноково, продолжив все так же работать токарем в МТС.
А мама трудилась в столовой и в «Заготзерне». Жили мы сначала у железнодорожного вокзала (квартиру там дали папе от МТС), а потом родители построили хатку — переехали в нее.
В 1943 году я пошла в Коноковскую школу, окончила в ней семь классов. А уже среднее образование получила в Успенской СШ №1. Практически сразу взял меня, вчерашнюю школьницу, учителем директор третьей школы (ныне она — вторая) Дмитрий Васильевич Прядунов — что-то увидел во мне «педагогическое». Конечно, потом я и образование получила: почти с отличием закончила Черкесское педучилище, а за ним — Армавирский пединститут.
Три года трудилась Алла Георгиевна под руководством Дмитрия Васильевича, и все остальное время — в родной четвертой школе.
— Отработала с великим удовольствием! — вспоминала она. — Как-то Варвара Андреевна Трушина, завуч, сказала моей маме: «Ваша дочка — учитель от Бога!» Приятно было это слышать, но и ко многому обязывала такая оценка опытного педагога. Эти же слова, отвечая на один из вопросов журналистов, повторил и бывший мой ученик Коля Шумилов на празднике в честь Дня Армавира. Я этих детей очень любила: Колю, Толика Спиридонова и всех остальных — это мои первые дети были.
Алла Георгиевна не сказала ни разу «ученики» — только «дети». И в этом отношении к малышам, наверное, и кроется секрет успеха педагога.
Сетовала моя собеседница на то, что не все так удачно, как в школе, было в ее личной жизни. Умер семилетним сын. Муж потом. Сейчас она живет с сыном-инвалидом, у которого большие сложности со здоровьем… Но продолжает радоваться каждому новому дню, улыбаться встречающимся в нем людям.
С этой улыбкой у нее многое связано.
— Я была недисциплинированной в школе, — смеясь, рассказывала Алла Георгиевна. — Даже не думала, что педагогом стану, всегда всем говорила: «Никогда не буду учителем!» Помню, в 10-м классе читала на уроке книгу, прятала ее под партой. Не выдержав на особенно потешном эпизоде — рассмеялась в голос. За это меня и выставили за дверь. Но я и в коридоре продолжала смеяться — так смешно было. А Наташа Серикова (в девичестве), которая сейчас на «скорой» работает, написала в сочинении: «Наша учительница ходит по школе и улыбается». А как же иначе могло быть? Я же их всех любила. Как люблю и своих детей, и внука с внучкой (она тоже стала учителем), и троих правнуков.
Смех — смехом. Но на уроках Аллы Георгиевны всегда стояла звенящая тишина: можно было подумать, что за открытой в коридор настежь дверью никого нет. Но там внимали знаниям!
— Дети у меня замечаний никогда не получали, — отметила собеседница. — Им их было просто не за что делать, потому что ребятки не имели времени баловаться и отвлекаться — они учились.
Простой секрет
Почему же сейчас многие педагоги жалуются на то, что не в силах удержать на уроке внимание даже первоклашек? Спросила об этом я и Аллу Георгиевну.
— Да просто надо трудиться с душой, — ответила она. — Молодые педагоги! Любите детей! Не посылайте их к репетиторам (какой репетитор может быть в первом-втором классах?) — работайте сами! Не успевает чуть на уроке ребенок? Так ведь не все одинаковы! Проявите индивидуальный подход к нему, не пожалейте сил и времени — и через полгода он может стать отличником. А если даже и нет — так и из «слабеньких» деток вырастают прекрасные люди — добрые семьянины, друзья и соседи, отличные трудяги, грамотные специалисты в своем рабочем мастерстве. Куда мы все без них? Только не оставляйте ребят на второй год! Только хвалите их за любое, даже маленькое, достижение — ведь у них от этого за спиной крылья вырастают! Вы сказали ребенку: «Ой, какая у тебя буква красивая получилась!» — а он и окрылился, и взлетел до небес от вашей похвалы!
Коллеги, давайте им все, что вы сможете! Делайте это от души. Мой принцип не только в работе, но и в жизни: не обижать слабеньких, а защищать. Сейчас об этом говорят мои выросшие ребята: «А мы помним! И благодарны!» Не давайте сильным клевать таких деток, сажайте слабеньких перед собой и хвалите, хвалите почаще! Я многих «вытянула» уже будучи на пенсии — тех, в которых педагог утратил веру… Короче, надо быть Учителем, у которого есть Душа!
Наше поколение многим отличается от современного. Мы были оптимистами, работали без халтуры, не задумывались о том, что за каждый наш шаг, за каждое слово нужно брать деньги (поверьте, они в жизни — не главное, хоть без них и жить тяжело). Учили труду, давали знания, прививали патриотизм, бегали вместе с детьми по ветеранам — не боялись ходить пешком, собирались на семинары, обменивались опытом, привозя обычные ученические тетрадки со своими наработками.
В моем понимании учитель — это дети, это мел в его руке и настоящая, не интерактивная, доска (не подумайте, что Алла Георгиевна отвергает все технические новинки: она — активный пользователь соцсетей, прекрасно ориентируется на страничках Ватсапа и Инстаграмма — прим. автора). А больше для успеха ничего и не надо.
…«Мне часто снится школа, — сказала в завершении разговора моя собеседница. — Я и сейчас бы могла с легкостью давать уроки. Но надо вовремя уступать дорогу молодым. А при встрече с коллегами смеюсь, говоря им, что и алфавит до сих пор знаю, и таблицу умножения помню!»
С.УСОВА.