Накануне Дня Победы в редакцию позвонила жительница хутора Воронежского Трехсельского сельского поселения Нина Алексеевна Сазонова. «Я — дочка ветерана Великой Отечественной, инвалида войны второй группы Алексея Ивановича Сазонова, — рассказала она. — Написала стих о нем от имени его правнуков… Хотела бы, чтобы о моем отце написали в газете. Он был очень добрым, отзывчивым, честным и трудолюбивым человеком. Он это заслужил!»

 

Слово — за слово, мы разговорились. Так и появился этот рассказ.

Пятого февраля 1918 года родился в большой семье сынок Лешенька. Может быть, уходили в надежде на лучшую жизнь Сазоновы на Алтай из Рассеи (так они называли центральную полосу страны, в которой проживали), может быть, просто бежали подальше от революции и Гражданской войны. Но они их и там настигли — глобальные политические изменения потрясли всю огромную империю. Ехали Сазоновы к новому месту жительства полтора года. Восемь могил оставили они по пути на новую малую родину. В полтора месяца потерял мать младенец Алексей. Воспитывался он потом отцом и бабушкой.

— Так вот и добрались они до села Чупино Белоглазовского района (впоследствии — Шипуновского) Алтайского края. Небольшое село, маленький район. Но они стали родными переселенцам. Отсюда отца и в армию в 1939 году призывали. Я все, что знаю о папе, рассказываю своим дочерям и внукам, — говорила Нина Алексеевна. — Боюсь что-нибудь забыть, поэтому бережно храню все документы, веду родословную нашего рода.

Среди них — и вырезка из бийской газеты с материалом о семье Сазоновых — Алексее Ивановиче и Марии Федоровне, написанным корреспондентом Н.Николаевой. Чувствуется, что с неохотой вспоминал ветеран о фронтовых годах, с радостью рассказывая гостье о жене и детях, о работе и повседневных хлопотах.

— Но воспоминания, наверное, приходили к нему, — продолжила Нина Алексеевна. — Папа воевал в гвардейской мотострелковой части, был минометчиком. Участвовал в боях под Сталинградом. В составе 6-й механизированной колонны двигались они из Моршанска (это на Севере страны) на Волгу. Много его однополчан полегло потом в тех боях.

«Двигались на машинах, — говорил в беседе с бийским корреспондентом А.И.Сазонов. — Но не всегда все обстояло гладко: то бензина нет, то радиатор разбит… На своих ногах, в основном, и передвигались, приближаясь к Сталинграду. Ожесточенные бои шли вокруг. То и дело раздавался отрывистый глухой стук, будто кто-то бил в дно порожней бочки. Потом слышался легкий шорох от пролетающих снарядов. И к этому привыкли, соответственно реагируя.

Была зима 1943 года… Ноги в ботинках-обмотках, постоянно обмороженные. Так что неудивительно, — кивая на свой протез, продолжал рассказывать Алексей Иванович, — что по прошествии стольких лет без ноги остался. Аукнулось вот теперь. Но, не дай Бог, вторая нога начнет давать сбой. Вот тогда кричи: «Караул!» А с одной я уж привык, приспособился…»

Ногу ветерану ампутировали уже после войны: на фоне старого фронтового обморожения началась гангрена. Хирурги опасались, что придется отнять и вторую (говорили, что вероятность этого составляет 90 процентов). Но кололи антибиотики, посоветовав больному временно вес­ти малоподвижный образ жизни. Обошлось…

— Папа так рассказывал об одном из фронтовых эпизодов, — продолжила Н.А.Сазонова. — Как-то вынуждены были они пролежать трое суток на страшном морозе в снегу. Снег подтаи­вал от их тепла, а потом превращался в лед, в который вмерзли шинели бойцов. «Думал, что сдохну, — признавался папа. И добавлял: — Но представляешь, даже не заболел тогда!»

О войне напоминала ему и раненая рука: в локоть попала разрывная пуля — собирали по кусочкам, сшивали нерв. Он долго лечился в госпиталях, а потом его комиссовали, Алексей Иванович был определен после выписки в трудармию.

После войны А.И.Сазонов, как и большинство представителей их поколения, работал по восстановлению из разрухи народного хозяйства, долгое время трудился слесарем на Бийском котельном заводе. Каждый год 9 мая собирались ветераны Великой Отечественной, работавшие на предприятии, чтобы отметить День Победы. Надевали парадные костюмы с наградами — фронтовыми и трудовыми. Фотографировались на память. Хранились эти снимки и в архиве семьи Сазоновых.

— У папы было две награды военных: медаль «За боевые заслуги», врученная ему по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 12 июня 1968 года, и орден Отечественной вой­ны II степени, полученный в апреле 1985-го. А в 1996-м наградили его медалью Жукова. Много юбилейных медалей и наград за работу: был он и ударником коммунистического труда, и победителем в социалистическом соревновании, и ветераном труда, не раз признавался лучшим по профессии, его имя не раз заносилось на Доску Почета предприятия и города.

С мамой они прожили душа в душу более полувека, практически не расставаясь. Разлучались только дважды, когда врозь ездили подлечиться в санатории. Эти поездки ни мама, ни отец не считали отдыхом — то, в их представлении, была необходимость. Все их мысли были друг о друге, о детях: Анатолии, Нине и Михаиле, о доме, в котором всегда много хлопот. Научился с одной ногой Алексей Иванович и крышу на доме ремонтировать, и огород вскапывать да обрабатывать, и жене помогать. За ним она была, как за каменной стеной. И потому тяжело переживала вечную разлуку: первым ушел из жизни Алексей Иванович…

…На Кубань его потомки переехали шесть лет назад: шестого марта пошел седьмой год обретения ими новой малой родины.

— Собирая вещи при переезде, старалась не забыть ни одной бумажечки, ни одной фотографии, — рассказала Нина Алексеевна. — Как же без них хранить память в семье и историю рода? Конечно, привезла с собой и тетрадки со стихами, которые пишу. Вот, кстати, то стихотворение, о котором я Вам говорила. Я его написала от имени папиных правнуков, чтобы он чувствовал связь поколений. Конечно, мне не тягаться с профессиональными поэтами. Но написано оно от всей души, с любовью и признательностью за Жизнь, за Мир, за заботу и за отцовское внимание.

С.УСОВА.

Фото из архива семьи Сазоновых.

 

Алексею Ивановичу Сазонову, прадеду…

 

Мой прадед бился на войне —

Он нашу землю защищал.

Была война задолго до меня,

Я прадеда не знал.

И он не знал тогда меня. 

Он просто воевал,

Он выполнял солдатский долг —

Страну он защищал.

Не доедал, не досыпал,

В сырых окопах замерзал,

Но миномет свой не бросал:

Он думал обо мне.

Он ранен был, и он стонал —

Болели раны те.

Но крепче зубы он сжимал 

И верен был мечте.

Мечтал, что вот наступит мир,

Вернется он домой,

Посадит сад, растопит печь

И заживет с семьей.

За этот мир, за этот сад,

За будущих сынов

Готов был голову сложить 

И проливал он кровь!

Мой прадед выжил в той войне:

Остался без ноги.

Погибло множество людей…

Но победить смогли!

Родился много позже я,

Я прадеда не знал,

Но вот фамилию его

Я с гордостью принял.

Награды прадеда храним 

Мы бережно в семье. 

И слово с братом мы даем:

Не подведем нигде!

И в День Победы на парад

Мы всей семьей пойдем.

И гордо с братом Стасом мы

Портрет твой понесем!

Н.САЗОНОВА,

х.Воронежский.

от admin

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.