Много откликов собрал историчес­кий очерк, приуроченный к 85-летию Краснодарского края и 98-й годовщине со дня образования Успенского района «Урбанизации процесс необратим…» (см. «Рассвет» №№65-66 за 01 июня 2022 г.). Земляки благодарили «рассветовцев» и супругов Сидоренко в телефонных звонках и комментариях в соцсетях за публикацию. И просили продолжить эту тему.

Сегодняшний наш рассказ начнем с некоторых из комментариев наших читателей, пришедших на страничку «Газета «Рассвет» в «Одноклассниках».

Ольга Кирина (Дубинина) написала: «Добрый день, узнаем столько нового о селе, в котором живем!!! Огромное спасибо семье Сидоренко».

Татьяна Сабурова (Протянова): «Спасибо, больше пишите о селах, станицах, хуторах. Очень интересно читать и узнавать историю района!»

Ольга Брюшинина (Куксенко): «Огромное спасибо вам, живем рядом и не знаем истории нашего райо­на. Благодарны газете «Рассвет».

Валентина Рябихина (Лавриненко) с гордостью сообщила: «Я — правнучка Могилевскому Федору Федоровичу!» И «рассветовцы» предложили ей при желании продолжить рассказ об их роде.

Любовь Россия: «Огромная благодарность за историю».

Светлана Иванченко (Цикаева), Наталья Воронцова (Запевалова) и другие, а также Зоя Молчанова (Бекетова) были единодушны в комментариях: «Очень интересно читать. Большое спасибо».

Большое спасибо всем вам, дорогие земляки, за высокую оценку нашего совместного труда. И сегодня мы продолжаем рассказ о жителях хутора Безводного на примере семьи Дигальцевых, история которой тоже весьма примечательна.

 

Из-за Буга — на Кубань

 

«Черноморский казак Николай Федотович Дигальцев, — записала в папку с историей хутора Безвод­ного и его жителей Надежда Станиславна Сидоренко, — по приказу князя Потемкина переселился из-за Буга на Кубань. Был он доверенным лицом атамана Захария Чепеги, одним из любимых старшин. Следил за строительством новых куреней, отвечал за боевую готовность казачьего войска.

После смерти атамана Чепеги (в 1797 году) отошел от дел и ушел с близкими ему казаками в верховье Кубани.

Казаки, пришедшие с Николаем Федотовичем Дигальцевым, начали строить крепость на высоком берегу Кубани в 1820-м году, после наводнения, которое в 1819-м разрушило редут «Святого Николая», расположенного как раз напротив черкесского аула Кургоковский. Черкесы тогда все время вели с казаками короткие «войны», заключавшиеся в набегах на стада овец, крупного рогатого скота и лошадей. Казаки также в ночное время переплывали Кубань и нападали на черкесов, угоняя табуны лошадей.

Неизвестно, сколько бы это могло еще продолжаться… Но атаман Николай Федотович Дигальцев решил покончить с набегами. В этих целях на левом берегу Кубани стали строить небольшую крепость для охраны правобережья. Атаманом крепости назначили (избрали) Андрея Николаевича Дигальцева, сына Николая Федотовича.

Шли годы. Женились казаки Дигальцевы. Радовались появлению на свет новым потомкам. Так у Анд­рея Николаевича родился сынок Петр. А уже у Петра — продолжатель казачьего рода Дмитрий, который в 1904 году возвратился со службы домой и женился затем на дочери казачьего есаула Михаила Ермакова Анне.

Пятеро детей появились у них на свет: в 1906-м году — дочь Степанида; в 1908-м — сын Михаил; в 1910-м — еще один сын Николай; а в 1912-м — близнецы: сын Павел и дочь Надежда.

В 1914 году Дмитрий Петрович Дигальцев с сотней кубанских казаков был направлен на турецкий фронт, где назначен командиром казачьего полка. В боях с турками получил он Георгиевский крест да тяжелое ранение, лечился в Тифлисе (Тбилиси), а оттуда уехал долечиваться в Минеральные Воды, где его и признали непригодным к дальнейшей службе.

В чине ротмистра вернулся он домой и занялся хозяйством. Наследство у него было большим: земельный надел более 120-ти десятин, мельница, маслобойня, кузница, стадо коров, табун лошадей и много другого скота. А еще — огромный кирпичный дом, в котором было не тесно пятерым детям.

В 1920-м умерла его жена Анна Михайловна, и он женился на казачке Прасковье Кущевой, которая через год родила ему сына Григория, а через другой — сына Федора. Стоит отметить, что все взрослые дети в семье Дигальцевых работали наравне с наемными рабочими. Но даже это не стало им оправданием при раскулачивании.

 

Казачья слава и печаль…

 

Чем-то схожи судьбы всех казачьих семей, которые складывались в двадцатые годы прошлого столетия. Октябрьская революция и новое государство в соавторстве писали истории их родов…

После установления в селе Маламино советской власти обратился Федор Федорович Могилевский к председателю сельского совета с вопросом, почему ему не выплачивают пенсию. Тот пояснил: мол, пенсию давал тебе царь Николашка, а не Советская власть; царя нет — и пенсии нет, а Георгиевским кавалерам ставит Советская власть деревянные кресты…

На том и закончились разбирательства с Федором Могилевским, Судьба к которому была более благосклонна, чем к Дмитрию Дигальцеву.

В 1928-м году начинаются массовые раскулачивания богатых казаков. Под этот пресс первым попадает Дмитрий Петрович. Его раскулачили, выгнали из дома и конфисковали все, что он имел. Богатство предков, нажитое потом и кровью, в считанные дни было разграблено комитетом бедноты. Как казачьего офицера Д.П.Дигальцева арестовали и расстреляли, признав врагом Советской власти…»

 

«Степанида! Ты будь мне жена!» «Пётр! А ты будь мне муж!»

 

Те двадцатые годы прошлого века многим запомнились не только ветрами перемен, но и различными житейскими историями, по которым, хоть сейчас, — сценарии пиши. Одну из них и сегодня расскажут вам потомки Могилевских-Дигальцевых.

В 1925-м году Петр Федорович Могилевский и Степанида Дмит­риевна Дигальцева решают пожениться. Но зажиточный казачий офицер Дмитрий Петрович Дигальцев не дает согласия на их свадьбу и выгоняет сватов из своего дома.

Тогда молодые решают убежать в горы к знакомым черкесам и там обвенчаться. В конце сентября того же года черкесы увозят их в горный аул. В станице Даховской Петр и Степанида венчаются и остаются жить у знакомого черкеса-лесника. Через два года они узнают от знакомых из Маламино, что Дмитрий Петрович их простил, смирился с их женитьбой и разрешил вернуться домой.

Было это незадолго до раскулачивания…

С.УСОВА.

Фото предоставлено семьей Сидоренко.

от admin

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.