Второго сентября 2022 года отметят изумрудную свадьбу жители поселка Мичуринского Александра Григорьевна и Виктор Петрович Бойко. Разглядели они друг друга 56 лет назад, стоя за заводскими конвейерами на одном из харьковских заводов, где делали гусеницы для гусеничных тракторов: располагались их рабочие места как раз напротив друг друга. «Поглядывали, оценивали, робко «просчитывали» шансы на успех, — рассказали супруги. — Так и встречаться стали, а в 1967-м и в ЗАГС пошли».

— Виктору не понравилось, что в Харькове, где мы тогда жили, ждать регистрации с момента подачи заявления следовало три месяца, — улыбается Александра Григорьевна. — Вот он и поехал договариваться на село. Так через месяц мы и получили свидетельство о браке, выданное Введенским поссоветом Чугуевского района.
Свадьбы, на которой бы гуляло несчитанное количество гостей, у молодых не было: вечер для родных и друзей устроили уже родители Виктора, когда он привез в Новокубанский район молодую жену для знакомства с ними. Но от этого радость не потеряла яркие краски. Виктор Петрович, с непередаваемым блеском в глазах, и сегодня на вопрос о том, что он ценит в жизни больше всего, признается: «Радость! Я в ней все время живу: семья, работа, друзья и природа — просто сама Жизнь!»

«Выросли в одной детской»

Судьбы детей послевоенного поколения были очень похожи. И тому яркий пример —
детство и юность Александры и Виктора. Она — уроженка Брянщины, он — Кубани, оба — селяне. У обоих отцы воевали на фронтах Великой Отечественной, пришли с Победой домой.
— Только мой папа умер в 1948 году, — рассказала далее Александра Григорьевна, — когда мне исполнилось одиннадцать месяцев: ранен он был на войне, болел потом сильно. Дедушка погиб на фронте, дядя тоже воевал, домой вернулся через семь лет. Мама наша, колхозница, «крутилась», как могла. А что тогда в колхозе платили? За палочки-трудодни работали… Вот я после окончания школы и уехала в Харьков, работала сначала на главпочтамте, училась в техникуме связи на вечернем отделении. А уже когда забрала болеющую маму в Харьков и понадобилась квартира, пошла работать на завод.
— Вот и я на тот же завод умудрился пос­ле армии устроиться, — продолжил Виктор Петрович. — Я родился в 1944-м и стал таким подарком маме и папе (сегодня таких, как я, называют детьми войны). Отца после ранения на фронте и госпиталя отпустили в отпуск подлечиться домой. Потом он опять отправился на передовую, а у мамы уже остался я. Ждала она его с войны сильно, и папа вернулся. Правда, умер, по сегодняшним меркам, еще молодым, в 61 год — пенсию успел только один раз получить… А я, закончив 10 классов вечерней школы, ушел вскоре в армию. Но призывался уже не только с профессией, полученной в сельхозучилище Старой Станицы, но и с рабочим опытом. Восемнадцати мне после школы еще не было, поэтому сначала в колхозе послали на прополку. Полол — ведь работать не стыдно. А потом отправили учиться на тракториста.
Как же я любил работать на тракторе! Бо́льшую радость приносили только жена да дети-внуки! А первый «железный друг» был у меня маленький Т-20, на который нас, вчерашних учеников училища, которым в большинстве своем и 18-ти не исполнилось, посадило колхозное руководство: «Катайтесь по кругу!» И мы катались. А потом меня отправили к женщинам, грузившим в тележ­ку кабаки на свиноферму. Так и возил…
В армии служил в Соликамске, охраняли мы один из многих военных заводов, там расположенных. Но не только в карауле стояли, учились и военному делу. За хорошую службу дали мне отпуск, наградили знаком «Отличник Советской Армии», а в 1965-м году — юбилейной медалью в честь 20-летия Победы над Германией.
Те первые награды и стали предвестниками других, в том числе и ордена «Знак Почета».

«Ты, Кубань, ты наша родина!»

На Кубань, в Новокубанский район, на хутор Комсомольский, переехали супруги Бойко вместе со старшим сыном Владимиром и мамой Александры Григорьевны досматривать родителей Виктора Петровича. Да так здесь и остались, перебравшись только в 1973-м в поселок Мичуринский потом уже Успенского района. В том же году появился на свет и младшенький сынок, Виталий. Почему переехали? Потому, что не было перспектив на хуторе Комсомольском для ребятни: ни садика, ни школы…
— Конечно, начинать приходилось с ноля, было много бытовых неудобств и хлопот, —
рассказали они, дополняя друг друга. — Первую квартиру нам выдали в старом поселке, на практически единственной тогда улице — Садовой (Гагарина только начинала отстраиваться). Думали, что и стены в ней рухнут, сами все ремонтировали. А потом уже выделили эту, в которой и сегодня живем.
Спасибо Николаю Адамовичу Матвиенко! Заботливый был человек, рачительный хозяин, внимательный руководитель. Не гнушался и проконтролировать, чем рабочих на поздний ужин кормят (а если что-то не понравилось в меню — заставлял поваров рацион наш пересматривать, одоб­ряя новое решение: «Вот так и готовьте! Молодцы!»), и лично присутствовать на ночных погрузках-разгрузках. А уж в садах заставлял собирать нас все яблоки до единого (хоть с дерева, хоть с земли): «Александра! — подзывал меня порой. — Ты видишь, там яблоко висит? Сорвать быстро!» А высота! А ветки — тонюсенькие! Лестницы даже не достают… Вот и придумывали всякие приспособления.
— Работать приходилось в две смены, час­то — без выходных. Но никто не роптал, не требовал себе послаблений, не прикрывался семьей, — продолжили вспоминать супруги. — Поколение, видно, было совершенно другое: ответственности больше. Да и отдача от работы — огромная. Мы постоянно премии получали (а Виктор из года в год практически заносился на Доску Почета и районную, и совхозную). Тогда на тринадцатую зарплату обоих можно было спокойно купить автомобиль новый или дом. Машину со временем приобрели, хоть и очередь в те годы на них была большая. Домом не разжились: просто, получая хорошие деньги, старались хорошо помочь и всем родственникам.
Вот сейчас вспоминаем те годы, и понять не можем, как на все сил хватало, как все успевали! Хорошо, хоть дети бандитами не выросли! Бывало, придешь в 2-3 ночи домой, а в 6 — опять на работу. Но не роптали, трудились в радость, еще и учиться успевали.
Заочно закончила Александра Григорьевна, которую через год после переезда в Мичуринский назначили бригадиром садоводческой бригады, Анапский сельскохозяйственный техникум. Виктор Петрович тоже постоянно осваивал что-то новое. Кстати, даже премудрости обрезки деревьев изучил, когда поначалу работал простым рабочим в ожидании вакансии тракториста.
«Со съезда вернулась и с автобусом, и с краном»

В 1976 году избрали Александру Григорьевну за отличную работу и активность делегатом на XXVII съезд КПСС.
— Для меня это было, как гром среди ясного неба, — вспоминала она. — Это же высочайшая ответственность, а мне на ту пору всего лишь 29 лет «стукнуло»! Представляла на форуме партии коммунистов Успенского, Новокубанского и Отрадненского районов, а также города Армавира.
Каждый из делегатов в перерывах между заседаниями пытался встретиться с членами Правительства страны, «отрабатывая» кто поручения от своих районов и предприятий, а кто — личные интересы. Для себя просили, как правило, или машину, или квартиру. Я тоже получила задание от Николая Адамовича «привезти» со съезда автобус и кран для совхоза.
Узнала перед встречами имена-отчества министров, к которым предстояло обращаться. Подходила к ним с определенным страхом: шутка ли — кто они, и кто я!.. Но представляете, при таких высоких должностях они оказались такими простыми людьми! Разговаривали без высокомерия, внимательно слушали. И дали нам и автобус, и кран! А для себя я ничего не просила: посчитала, что мы и так хорошо устроены в жизни. Муж заботливый, дети радуют, жилье есть, зарплаты — всем хватает. И машину мы со временем купили, я и права потом получила, долго на ней ездила.
Может быть, после поездки в Москву и удачно проведенных «переговоров на высшем уровне», стали направлять Александру Григорьевну с аналогичными поручениями по разным инстанциям.
— Я так и работаю до сих пор «попрошайкой», — смеется она. — И, самое интересное, не отказывают!

«Чтоб кровь не застоялась!..»

В 58 лет ушла на пенсию из садоводческой бригады А.Г.Бойко, многие годы трудившаяся и в должности бригадира, и заведующей холодильником. В 70 — Владимир Петрович.
— Мужу было хорошо: работал на своем тракторе любимом еще долго! — говорит собеседница. — А я, чтобы кровь не застоялась, поняла: надо кроме семьи и дома себя еще чем-то занять, надо шевелиться. Занялась общественной работой, пением. Сейчас — председатель Мичуринского совета ветеранов, ТОСовка, пою в хоре «Молодость души» районного совета ветеранов. Мы так привыкли с мужем, что на месте сидеть не можем. Дети все устроены, дождались от них трех внучек и двух внуков, правнучке уже три года. Мы прожили нормальную счастливую жизнь, чего и молодежи желаем.
И уже вдвоем супруги перечислили эти советы бывалых семьянинов: «Живите дружно и счастливо, уважайте и понимайте друг друга, цените и поддерживайте во всем, не забывайте родных и близких, детей растите. И помните: самое ценное в жизни — это семья, мир и здоровье! Будьте благополучны!»
С.УСОВА.
Фото автора и из архива семьи Бойко.

от admin

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.