Люди труда, по верному стихотворному выражению известного кубанского поэта Виктора Подкопаева, служат «самым ценным капиталом Кубани». И наша малая родина в этом не исключение.

«Пример редких организаторских качеств и трудолюбия», «человек особого характера» — так называли человека, о котором этот рассказ. Он возводил первый в СССР дом из керамзитобетона, первый завод по производству полиэтилена, внедрял передовые технологии в строительное производство, а будучи в 1969-1981 годах первым заместителем председателя Госстроя СССР, организовывал внедрение прогрессивных строительных материалов, уменьшающих материалоемкость зданий и сооружений. Активно участвовал в распространении легких заполнителей бетона и получил у специалистов неформальный титул «отец керамзита». Этот человек — Минас Георгиевич Чентемиров.

Повышение престижа и роли труда в духовно-нравственном возрождении общества посредством печатного слова ­ одна из главных миссий СМИ.

Сегодня очередная публикация в рамках спецпроекта «Рассвета», посвященного и 85-му дню рождения Краснодарского края, и нынешнему времени — сложному и тревожному, когда нужна сплоченность в целом всего многонационального народа России, а пример тому — наши именитые земляки.

Минас Чентемиров многое свершил для социально-экономического возрождения нашего благодатного региона. И как говорят современники, иначе и быть не может: кубанцы — наши земляки или те, кто когда-либо связал свою судьбу с территорией под названием «Всероссийская житница и здравница», преданно ему служили, не за славу, а ради чести.

Минас Георгиевич — гений строительного производства. Он многое испытал в жизни, повидал разных вождей, начиная от Сталина и до Ельцина, он — Герой Социалистического Труда! А ведь начинал свою трудовую биографию, работая учителем в школе родного аула Урупский…

 

«Жадный до знаний» и щедрый на помощь Минас

По национальности Минас Чентемиров черкесо-гай. Это своего рода самоназвание черкесских армян, где слово «гай» означает «железный армянин». Он и впрямь был «железный», этот юноша с горящим взором, родившийся в ауле Урупский Успенского района. «Железный»? Да! Это в смысле целеустремленный, упорства в достижении только лучшего результата ему было не занимать. В стремлении же узнать новое Минасу Чентемирову прос­то не было равных: он был «жадный до знаний», подчеркивали все, кто окружал его в те годы.

И вот, в 1927 году, его, как грамотного черкеса, оканчивавшего старшие классы десятилетки с педагогическим уклоном в Армавире, направляют в родной аул Урупский учителем в школу! И «транспорт» даже за ним закрепили, выделив для передвижения лошадь. Она-то не раз и спасала учителя Минаса от пуль кулаков, которые люто ненавидели просвещенных людей, несущих знания аульским ребятишкам.

Как-то, будучи уже крупным государственным руководителем союзного масштаба, Чентемиров произнес, говоря о своей помощи Краснодарскому краю, одну характерную фразу: «Когда меня провожали в Ростов на учебу, мне аул дал два пуда муки, разве я об этом забуду!»

Занимая должность первого заместителя Госстроя СССР, где был огромный круг проб­лем и забот, он без лишних слов всегда принимал кубанских ходоков, непременно спрашивал, устремив на собеседника внимательный взгляд: «Чем могу помочь?» И тут же брал телефонную трубку и писал резолюцию, с которой никто из коллег Чентемирова не мог не посчитаться. Различные проекты и просьбы при содействии Чентемирова становились реальными делами. Особенно помогал он в становлении и развитии Новокубанского, объединенного тогда с Успенским, района (из книги Виктора Солошенко «Председатели и губернаторы. Взаимосвязь времен, Или Судьбы, жизнь и деятельность председателей Краснодарского крайисполкома, глав администраций (губернаторов) Кубани за 65 лет с 1937 по 2002-й»).

Минас Георгиевич работал так, что своей неуемностью заряжал других! Лишь прос­тое перечисление сделанного им может занять ни одну страницу. СЕМЬ! Да, семь мостов через Кубань и ее притоки, путепроводы через железную дорогу, строительство канализации, очистных сооружений и водопровода. При таком бурном развитии инфраструктуры вскоре поселок Новокубанский стал городом. И в нем при активном содействии Чентемирова возводятся крупнейший комбинат строительных материалов, консервный завод, автоматическая телефонная станция, районный Дом культуры и множество других объектов.

 

Как закалялся особый характер

Минас стал четвертым, младшим, ребенком в семье, в которой уже были три девочки. Подвижного и смышленого малыша обожали все. Уже в детстве у него проявлялись незаурядные способности к математике.

Во время учебы в школе с педагогическим уклоном учитель по математике звал его мудрецом и во время контрольных работ всегда давал ему задачи повышенной трудности. Проблемы у него были только с одним предметом — с русским языком. Тогда учительница по русскому языку и литературе, зная его способности и интеллект, посоветовала ему наизусть заучить отрывки из «Евгения Онегина» или «Мцыри». Он выучил всего «Онегина» и всего «Мцыри», и помнил, и любил их декламировать, поражая собеседников.

Закончив преподавать в младших классах аульской школы, Минас уехал, мечтая стать хирургом. Из воспоминаний земляков мы знаем, что он даже в то время, читая анатомический атлас, препарировал лягушек, так начав свою самостоятельную учебу. Однако судьба решила все по-другому: Чентемиров поступил рабочим на строительство дамбы в Ростове-на-Дону, потому что документы в институт у него не приняли из-за принадлежности к семье служащего. По-особому он вспоминал о том периоде времени и рассказывал, как хорошо к нему относились прораб и рабочие, они звали его только «Мишенькой».

Через год, в 1931 году, Минас Георгиевич успешно поступает в Ростовский автодорожный институт на факультет строительства мостов и тоннелей. Учился только на «отлично». Но через два года факультет закрыли. Всех студентов отправили в армию, а его, как отличника, направили продолжать учебу в Ленинградский автодорожный институт, где он завершил обучение также с отличием в 1936 году.

Талантливому студенту педагоги пророчили прекрасное будущее в науке, поэтому направили в аспирантуру, на Дальний Восток, где через два года, в 1938-м, ему поручают возглавить проектный институт по строительству дорог и мостов. И все же, окончить аспирантуру Минасу не удалось — началась Великая Отечественная война.

Во время войны лейтенант Чентемиров строил аэродромы — на фронте и в тылу. И здесь он проявил свою смекалку и находчивость. Когда в СССР прибыла французская эскадрилья «Нормандия-Неман», то им предоставили аэродром под Ивановым, который полностью занесло снегом, и как ни старались наземные службы, очистить его не могли. Тогда Минаса Георгиевича Чентемирова назначают главным инженером и поручают важное задание — привести аэродром в порядок, убрать снег. Он попросил выделить тракторы, бульдозеры, грейдеры, катки: люди работали круглосуточно, через каждые 12 часов смены, грелись боевыми 100 граммами, потом они отдыхали и снова «в бой». Через 36 часов Чентемиров доложил начальнику аэродрома, что все готово и летать можно.

Авиационное начальство очень опасалось, что может прои­зойти самое страшное — передним колесом самолет зароется в снег и перевернется. Но контрольные взлет и посадка прошли благополучно. За выполнение этого задания Минаса Чентемирова наградили орденом Красной Звезды.

 

«Отец» керамзитобетона

В 1943 году Минас Георгиевич был направлен в Астрахань на должность заместителя главного инженера на строительстве керосинопровода, а в 1946-м — его переводят в город Куйбышев на строительство нефтеперерабатывающего завода — тогда самого крупного в Европе. В 1953-м он стал начальником СУ-4 КТСУ, затем — заместителем начальника завода.

Минас повторял «…старые методы строительства и организации работ не могут обеспечить выполнение новых задач…», а «будущее строительство принадлежит бетону, железобетону и особенно легким бетонам». В период строительства Новокуйбышевска Чентемиров внедрил новую технологию, переведя на поток сооружение зданий из легких конструкций. Здесь по инициативе Минаса Георгиевича трест впервые применил метод опережающего сооружения инженерных коммуникаций. А еще Чентемирова по праву называют «отцом» керамзитобетона. Самый легкий и самый прочный конструкционный керамзит был получен благодаря Минасу Георгиевичу: в городе Куйбышеве по его инициативе был создан НИИкерамзит.

С 1954 по 1956 годы — управляющий строительно-монтажным трестом №25 в г.Куйбышеве. Здесь он стал Героем Социалис­тического Труда. Продолжал строиться Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод, и М.Г.Чентемирову присвоили звание Героя Социалистического Труда за постановку дела организации строительных работ на его объектах, где была достигнута самая высокая производительность труда в СССР среди строителей. Награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, двумя орденами «Знак Почета», медалями. А еще он очень гордился званием «Изобретатель СССР».

Впоследствии работал замес­тителем председателя Куйбышевского и Средне-Волжского Совнархозов, заместителем министра нефтеперерабатывающей промышленности СССР, первым заместителем председателя Госстроя СССР — с 1972 по 1982 годы. Уйдя на заслуженный отдых, Минас Георгиевич начал работать в НИИ Железобетона старшим научным сотрудником.

Он — почетный гражданин городов Армавира, Новокуйбышевска, Норильска. Умер в 2004 году в Москве.

 

Изобретения

В 1980-е годы Минас Георгиевич помог наладить в Норильске производство легкого заполнителя бетона — азерита. Там нет глины, пригодной для изготовления традиционного керамзита. Сотни, тысячи кубометров породы завозили по Енисею. Качество такого керамзита оставляло желать лучшего. Ограждающими конструкциями являлись многодельные трехслойные панели. В зимний период угловые комнаты квартир промерзали с образованием наледи в углах.

Чентемиров много времени проводил в Норильске, внедряя технологию, которая позволила изготовить легкий заполнитель бетона из местного сырья — азерит. Производство азерита, благодаря его рекомендациям по добавкам, получилось регулируемым по объемной массе: от суперлегкого (от 150 кг/куб. м) до конструкционного. Азерит оказался легче керамзита. Для изготовления нового материала, по совету металлургов, применили печь Ванюкова, используемую на медеплавильном заводе. Норильская установка по производству азерита до сих пор остается единственной в мире.

Д.ГЕРМАН.

Фото из открытых источников и автора.

от admin

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.