Двадцать первого января 1943 года Илью Сергеевича Тарасова вызвали в штаб пехотного полка 389-й стрелковой дивизии, расположенный в одной из уцелевших хат на окраине Ставрополя. Двухметровый крепкий казак из Успенского района, битый жизнью и пулями, с богатырской силой в руках (он еще до войны на спор вместе с братом Иваном переносил взрослую лошадь, сцепив ладони у нее под животом) прибыл незамедлительно.

Представился, как положено, и застыл по стойке «Смирно!». В комнате сидели три человека: командир полка, начальник штаба и незнакомый Илье майор, который и подал команду «Вольно!» Потом спросил: «Ты местный? Из казаков?»

В груди бывалого солдата заныло. «Начинается,..» — подумал он. Илья Сергеевич, что называется, на своей шкуре узнал о деятельности Лазаря Моисеевича на Кубани… (от редакции: сподвижник Иосифа Сталина и заведующий сельхозотделом ЦК партии Лазарь Каганович выезжал на Кавказ, чтобы лично «давить» несогласных с планом хлебозаготовок кулаков и казаков). Следующие вопросы прервали тяжкие мысли казака: «Дорогу на станцию Армавир-Коноково знаете? Разведку провести сможете?»

«Товарищ майор, я дорогу отсюда до дома как свои пять пальцев знаю! Мальцами за паровозом гонялся, коней пас по балкам,» — заверил собравшихся Илья.

Так в ночь с 21 на 22 января разведгруппа с радистом покинула расположение полка. Все бойцы шли в белых халатах и валенках. Только вот для Ильи подходящей обуви не нашлось. Богатырь-казак обул свои видавшие виды сапоги почти 50-го размера.

Группа, ведомая Ильей, к 16 часам 22 января вышла на место казачьего редута Западный (эту возвышенность местные называли Жучок) и залегла в кустах бобовника. Внизу располагался родной хутор И.Тарасова: он в бинокль видел свой дом, ходивших по двору людей, бегающих детей. В лучах заходящего солнца были заметны отступающие немцы. Мороз крепчал, темнело. Радист доложил в штаб об отсутствии потерь.

Одна картина особо развлекла уставших и промерзших разведчиков. Бредет худая изможденная лошадь, на ней сидят двое немцев. К хвосту животины привязано корыто, в котором хозяйки тесто месят. В нем, как на санях, едет третий, выставив вперед раненую ногу.

«Довоевались,.. — прокомментировал наблюдающий в бинокль за отступлением врага командир разведгруппы. И коротко бросил: — Тарасова ко мне!» Илья подполз и получил распоряжение взять с собой двоих и выдвигаться к железной дороге, а затем — к ближайшим огородам.

Ю.АНДРЕЕВА.

Фото автора.

Полную версию материала читайте в газете «Рассвет» от 21.01.2023 г. в №9.

Подпишись на Рассвет и будешь в курсе событий района!

Мы в соцсетях:

ВК — https://vk.com/public212083585

ОК — https://ok.ru/profile/578314654415?utm_campaign=web_share&utm_content=profile

ТЕЛЕГРАМ — https://t.me/rassvetusp

от admin

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.