Елена родилась в мае 1923 года в семье Григория Федоровича и Прасковьи Ивановны Довгаль. Позже пришли в этот мир ее брат Федор и сестры Надежда и Валентина.

Глава семьи работал в Трехсельском сельском совете. В те годы было принято, чтобы государственные служащие не задерживались долго на одном месте. Поэтому семья Дов­галь тридцатые встречала уже в ауле Коноковский, а перед войной Григория Федоровича перевели в станицу Убеженскую.

В сорок первом ушел на фронт отец, за ним, позже, — Елена. Сначала она попала на полевую кухню одной из воинских частей. Затем была отправлена на строительство дорог в предгорьях Кавказа. Вот как во время одной из встреч с учащимися Убеженской школы описывала ветеран Великой Отечественной войны Е.Г.Довгаль свои фронтовые будни:

— Наш женский батальон прошел путь по территории Краснодарского края, испытывая все трудности армейской жизни, — вспоминала она. —
На хрупкие девичьи плечи легла нелегкая задача — готовить дороги, окопы, доты, то есть условия для воинских частей, двигавшихся по лесам и бездорожью к Туапсе. Мы валили лес, потом спускали бревна с гор и мостили гать для прохода наших
войск и техники. Почва там глинистая, вязкая. Только подготовим участок дороги — пройдет воинская часть, и все бревна утонут в суглинке. Снова поднимаемся в горы, валим деревья, спускаем вниз, делаем настил, который снова и снова уходит в грязь под ногами солдат и колесами техники. Жили мы в землянках, которые сами себе и строили.

Нашими начальниками были воен­ные командиры и прорабы, руководившие строительными работами. Дисциплина, как вы понимаете, —
воен­ная: от нас требовали выполнения всего порученного в срок. Где мы брали столько сил, чтобы в труднопроходимых местах строить дорогу, окопы?..

Видимо, немцы знали о движении наших частей, потому что часто бомбили позиции, нам давалась команда укрываться от обстрела. Было страшно. На глазах погибла медсестра и были ранены три девушки. Одна из бомбежек захватила наш девчачий батальон на лесной поляне. По команде «Воздух!» все бросились в ближайшие заросли. Добежали не все… Были и вполне «мирные» происшествия, ценой которых могли оказаться жизни. Так кто-то из дальнего угла землянки на 20 человек, в которой спали вповалку наработавшиеся за день до упада «солдаты трудового фронта», неосторожно зажег и уронил спичку. Пламя мгновенно охватило помещение. Выскакивали люди в лес, кто в чем был. К счастью, обошлось без жертв.

Все пришлось пережить: холод, недоедание, болезни. Простуда и дизентерия были постоянными спутниками. Я сама лежала в госпитале — лечила малярию. Наш конечный пункт — выход к Черному морю в Туапсе, который не был в оккупации.

Однажды работали мы на склоне горы, где были окопы и доты морского порта. А в море — корабли. На наших глазах завязался бой: немецкий самолет бомбил порт. Бомба попала в пароход, и он стал тонуть. Но и наши зенитчики сбили этот самолет, и он, загоревшись, рухнул в море.

Мы знали, что на Кубани полгода хозяйничал враг. Но о родных и близких никому ничего не было известно. Как только Краснодарский край освободили от захватчиков, нас отпустили домой. На фронт я уходила из станицы вместе с двумя подругами. Всем троим посчастливилось вернуться.

Возвратившись, я узнала о гибели моей мамы от рук гестаповцев. Приш­лось стать опорой брату и сестрам, оставшимся сиротами…

Второй мамой стала Елена Григорьевна и для маленьких воспитанников Убеженского детского дома, куда устроилась на работу в сорок третьем.

— Моей задачей было находить по станице беспризорных детей и приводить их в детдом, — вспоминала Елена Григорьевна. — Многие из малышей не только не могли сказать, откуда они сами, но и даже не знали своих имени и фамилии. Колю Морозова мы нашли зимой. Мороз стоял тогда лютый. Вот и стал парнишка Морозовым. Был у нас и просто Бесфамильный… Мы отмывали, откармливали, отогревали ребятишек. Вместе с детьми приводили в порядок сам детский дом, разграбленный оккупантами. Потом к нам стали привозить малышей из других мест. Доставили и ребятишек из Ленинграда. Но они у нас в станице побыли совсем недолго. Детский дом был тогда переполнен, и их перевели в станицу Николаевскую.

Т.ПАНАРИНА.

Фото из архива семьи Довгаль.

(В рамках акции Убеженского сельского поселения «Наши люди»).

 

ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ МАТЕРИАЛА ЧИТАЙТЕ В ГАЗЕТЕ «РАССВЕТ» от 26.06.2024 г. в №№76-77.

 

Подпишись на Рассвет и будешь в курсе событий района!

Мы в соцсетях:

ВК — https://vk.com/public212083585

ОК — https://ok.ru/profile/578314654415

ТЕЛЕГРАМ — https://t.me/rassvetusp

ДЗЕНdzen.ru/gazetarassvet

от admin

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.